Рынок VSAT борется за клиентов
Игроки рынка VSAT прогнозируют, что 2015 г. будет непростым: в условиях усиливающейся конкуренции и непредсказуемой экономической ситуации им нужно будет продолжать борьбу за клиентов и в то же время снижать расходы. Одним из способов является импортозамещение, однако отрасль по-разному видит перспективы такого пути развития.
О тенденциях рынка VSAT говорили участники круглого стола "Развитие рынка VSAT в России: промежуточные итоги и перспективы", организованного журналом "Стандарт" (ГК ComNews) и прошедшего на площадке ФГУП "Космическая связь".
Для рынка VSAT 2014 г. начинался гораздо лучше, чем закончился, отметил генеральный директор ГК AltegroSky Сергей Пехтерев. По его словам, 2015 г. станет нелегким для VSAT-компаний. Им придется побороться, чтобы удержать клиентов, а также сохранить собственные позиции на этом рынке.
Он отметил такую общерыночную тенденцию, как конец дефицита частотного ресурса, который, по его словам, полностью исчез с запуском "Ямала-401" и "Экспресса-АМ6". С этой точки зрения AltegroSky как оператор VSAT начал чувствовать себя лучше: компания может получить нужный ресурс там, где хочет, говорит Сергей Пехтерев. "Сейчас между операторами спутниковой связи начинается конкуренция за клиентов. У AltegroSky есть емкость у пяти операторов искусственных спутников Земли, и между ними идет борьба за VSAT-операторов. Например, иностранные компании предлагают нам разные скидки. Российские компании пока борются не так активно, но у них после девальвации есть большой ценовой гандикап", - подчеркнул он.
О росте конкуренции на российском рынке спутниковой связи говорит и начальник отдела внедрения инновационных проектов ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) Михаил Глинка. По его словам, идет борьба иностранных операторов за российского потребителя. "С ростом курсов валют стоимость ресурса для российских пользователей на зарубежных спутниках увеличилась. И хотя о массовом отказе от емкости на иностранных спутниках пока речь не идет, иностранные операторы понимают, что при сохранении прежней тарифной политики российский рынок может быть для них потерян на многие годы", - отметил он. В связи с этим иностранные операторы пытаются удержать заказчиков, в том числе пересматривая цены контрактов.
Со своей стороны, ГПКС также старается поддержать партнеров по бизнесу в нынешний сложный период. С запуском новых спутников у компании появился дополнительный ресурс в частотном диапазоне Ku. "Мы предлагаем этот ресурс по ценам 2013-2014 гг. Кроме того, мы ищем новые формы сотрудничества с клиентами. Например, ГПКС предлагает новые дополнительные сервисы и возможность совместного использования наземной инфраструктуры", - подчеркнул Глинка.
Пресс-служба ГПКС добавила, что тарифы для российских пользователей утверждены и установлены в рублях. Компания не планирует переходить на расчеты в так называемых "условных единицах".
Заместитель генерального директора ЗАО "Амтел-Связь" Игорь Ильинчик отметил тенденцию к усилению конкуренции в B2C- и B2G- сегментах. "Те, кто работает с корпоративными заказчиками, ощутили, как они стали экономить деньги на ИT-сегмент. Конкуренция будет усиливаться, у заказчиков урезаны бюджеты, государственное финансирование уменьшается. Соответственно, надо ожидать падения на 10-20% - экономить будут деньги, выделяемые на услуги связи на рынке B2G и B2B", - говорит он.
Сегмент B2C будет отказываться от Интернета в последнюю очередь, уверен Ильинчик. "Продажи там будут, но нельзя рассчитывать на взрывной рост", - говорит он. В свою очередь гендиректор ГК AltegroSky Сергей Пехтерев, который сосредоточился на управлении сегментом B2C в компании, говорит, что этот сегмент сейчас является самым сложным, если не безнадежным.
Непростые экономические условия подвигают игроков этой импортозависимой отрасли к оптимизации бизнеса и сокращению расходов. Одни из способов - использовать отечественное оборудование, а не зарубежное.
Для ЗАО "Дозор-Телепорта" 2014 . прошел под лозунгом оптимизации сетей. Компания перешла с "Экспресса-АМ3" на "Экспресс-АМ5", а также в конце 2014 г. совершила переход с Intelsat 904 на "Экспресс-АМ22" с последующим переходом на "Экспресс-АМ6" и впоследствии на плановый Ku-диапазон, говорит первый заместитель генерального директора - коммерческий директор компании Никита Демиденко. "Несмотря на интересные предложения Intelsat, мы все-таки решили, что отечественные аппараты менее рискованны в данной политической и экономической ситуации", - сказал он.
Технический руководитель проекта StarBlazer, заместитель директора технического департамента Race Communications Михаил Шестаков отдельно отметил принятое ООО "СтарБлайзер" стратегическое решение об ориентации на спутниковое оборудование отечественного производителя "Истар". "Это решение себя оправдывает. Большинство наших клиентов работают на этом отечественном оборудовании", - сказал он. По его словам, это помогает компании в непростой экономической ситуации. Кроме того, есть удобство в том, что производитель оборудования находится в России и может оперативно реагировать на возникающие пожелания и вопросы.
"Особо отмечу, что мы влились в пул производителей спутникового отечественного оборудования, а именно возимых спутниковых станций. Эти станции разработаны и произведены российской группой компаний. Организовано производство, где изготавливаются все компоненты станций", - подчеркнул Шестаков. По его словам, станциями заинтересовались как государственные ведомства, так и коммерческие компании и телевизионные операторы.
Несмотря на производство в России спутникового оборудования и самих спутников, ситуация с импортозамещением не такая простая, как может показаться на первый взгляд.
Например, один из лидеров спутниковой индустрии американская компания Hughes Network Systems, производящая в том числе различных видов оборудование для VSAT-станций, занимает более 50% на российском рынке VSAT, напомнил глава представительства, региональный директор Hughes Network System Константин Ланин.
"К сожалению, есть вещи, которые трудно заменить. Полностью производить в России и компоненты, и комплектующие для VSAT, скорее всего, в ближайшее время не удастся", - отметил Константин Ланин. Компания пока не заявляет о начале локального производства в России. "Для этого требуется много времени, усилий и соответствующей проработки", - пояснил он. Тем не менее ничего нереального нет, говорит Ланин.
Надо помнить, что и операторы, и вендоры находятся в одной лодке, говорит генеральный директор ООО "Гилат Сателлайт Нетворкс" (Евразия) Александр Климов. По его словам, компания всегда пойдет навстречу любым производителям, у кого действительно есть желание заниматься импортозамещением. Только таким производителям компания готова передавать технологии и необходимые материалы.
Александр Климов сравнил нынешний кризис с другим, который произошел в 1998 г. "В то время рубль упал в четыре раза по отношению к доллару. Телекоммуникационным компаниям было нелегко, но буквально через полгода-год многие из них нашли себя и начали активно развиваться. Это происходило не только потому, что они нашли новые ниши, но и потому, что компании-вендоры тоже понимали необходимость что-то делать, чтобы поддерживать российских операторов и свой бизнес в том числе", - отметил он. Александр Климов уверен, что и в этот раз все трудности будут преодолены. "Это не обещание, что мы снизим цены. Но всегда есть возможность найти взаимоприемлемое решение", - отметил он.
Генеральный директор ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" (бренд HeliosNet) Алексей Сергеев считает, что импортозамещение в индустрии VSAT и в индустрии электронной промышленности в обозримом будущем вообще невозможно. "Мы факультативно занимаемся разработкой нового электротехнического устройства и столкнулись с рядом сложностей. В стране нет электронной промышленности гражданского назначения. Надеюсь, что в этой сфере произойдет какое-то движение, но вряд ли в ближайшем будущем, - говорит он. - Нет российской элементной базы, а самое главное - нет средств, а также людей, которые пойдут на риски, связанные с инвестированием в производство продуктов для VSAT на территории России. Это узкий сегмент, и потому риски могут быть высоки".
По словам Алексея Сергеева, у российских компаний сохраняется надежда на то, что конъюнктурные валютные изменения устаканятся. "Есть разные прогнозы. Судя по ним, ситуация сбалансируется в перспективе одного-трех лет", - отметил он. В связи с экономической ситуацией HeliosNet отказался от посредников во внешнеторговых сделках. "Закупки оборудования мы осуществляем самостоятельно", - говорит Алексей Сергеев.
Он предложил изменить порядок выдачи лицензий на предоставление услуг связи. Этот механизм, по его словам, мог бы благотворно повлиять на развитие рынка VSAT в частности и на рынок связи в целом. "Лицензию на предоставление услуг связи можно было бы предоставлять автоматически компаниям, которые завершили строительство сооружений связи, получили разрешения на их эксплуатацию от территориальных органов Роскомнадзора, разрешения на использование частот или ресурс нумерации", - отметил он.
Это требует внесения значительных изменений в существующую нормативную базу, но позволит заметно сократить работу органов Роскомнадзора и Россвязи по выдаче разрешительных документов компаниям, не осуществляющим реальную деятельность в области связи и не имеющим собственных средств или сооружений связи. Это поможет остановить появление лицензированных "компаний-пустышек", не осуществляющих налоговые платежи, а также сократить количество недобросовестных операторов, участвующих в государственных закупках, но фактически не имеющих сетей и средств связи.