Telenor не доверяет Vimpelcom
Председатель совета директоров Telenor Свейн Осер и президент компании Йон Фредрик Баксаас выступили на слушаниях в норвежском парламенте и раскрыли новые детали коррупционного расследования в отношении Vimpelcom в Узбекистане, сообщает ТАСС со ссылкой на деловое издание Dagens Naeringsliv.
По их словам, Telenor до недавнего времени не знала о платежах, которые между 2007 и 2011 гг. телекоммуникационный холдинг переводил посреднической компании Takilant. В заявлении топ-менеджеров Telenor фигурировала новая сумма этих платежей — $94,5 млн (сама компания ранее сообщала о транше в $57,5 млн).
В марте 2014 г. Vimpelcom Ltd. сообщил, что американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) ведет расследование в отношении компании и запросила ряд документов. А в Европе тогда было начато уголовное расследование — головной офис Vimpelcom в Амстердаме посетили сотрудники прокуратуры Нидерландов и изъяли ряд документов. Судя по всему, дело связано с операциями Vimpelcom в Узбекистане, говорилось в сообщении холдинга; документы, доступ к которым запросили чиновники, касались именно этой страны.
Расследование операций в Узбекистане уже стоило должности президенту шведско-финской TeliaSonera Ларсу Нюбергу: в начале 2013 г. нанятая этой компанией юридическая фирма Mannheimer Swartling выяснила, что при выходе на узбекский рынок в 2007 г. TeliaSonera платила людям из окружения дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой. В частности, TeliaSonera приобрела у принадлежавшей этим людям фирмы Takilant 3G-лицензии, частоты и номерную емкость для своей узбекской "дочки" Coscom, причем расплатилась частично ее акциями. Та же самая Takilant фигурирует в новом расследовании: она являлась партнером "Вымпелкома" (а затем Vimpelcom ltd.) в 2007-2009 гг. — ей принадлежал миноритарный пакет акций Unitel, которую "Вымпелком" выкупил в 2006 г. вместе с другой узбекской сотовой компанией. Представитель Vimpelcom Ltd. Артем Минаев уверял, что все операции Vimpelcom в Узбекистане были законными.
По словам представителей Telenor, выступавших в парламенте, они получили заверения в том, что деятельность российской компании на территории Узбекистана полностью отвечает нормам антикоррупционного законодательства США, и узнали о подозрительных платежах лишь из газетных публикаций в ноябре. Осер сказал норвежским журналистам, что намерен обсудить сложившуюся ситуацию с руководством холдинга. Он сообщил, что в начале января обратился в Vimpelcom с просьбой о личной встрече с председателем совета директоров компании Алексеем Резниковичем (управляющим партнером основного акционера Vimpelcom Ltd. — LetterOne Telecom, структуры "Альфа групп") и в настоящий момент согласовывается точная дата встречи. Осер также заявил Dagens Naeringsliv, что хотел бы поставить вопрос о доверии совета директоров руководству Vimpelcom Ltd.
В ноябре Осер и Баксаас отчитывались перед министром торговли и промышленности Норвегии Моникой Меланд, а в среду вместе с ней и экс-главой ведомства Тронном Йиске отвечали на вопросы членов конституционного комитета норвежского парламента. По словам председателя комитета Мартина Колберга и ряда других членов комитета, изложенная представителями компании версия кажется сомнительной. Впрочем, Колберг отметил, что пока из услышанного трудно сделать конкретные выводы и рекомендовать министерству промышленности и торговли те или иные действия.
Это уже не первый случай, когда действия Vimpelcom не находят одобрения у Telenor. В 2011 г. Telenor выступала против сделки с Orascom Telecom Holding Нагиба Савириса, сочтя ее экономически неоправданной. Совет директоров Vimpelcom Ltd. все же одобрил сделку (шестью голосами против трех), но поручил менеджменту договориться с Савирисом о пересмотре условий.
В ноябре 2012 г. представитель Telenor не исключил, что его компания может продать долю в Vimpelcom. А год спустя в интервью "Ведомостям" Баксаас напомнил, что до весны 2016 г. у норвежцев еще остается право конвертировать привилегированные акции Vimpelcom в обыкновенные, выкупив у компании 305 млн акций по рыночной цене; это не изменит количество причитающихся Telenor голосов, зато увеличит ее долю в дивидендных выплатах с 33 до 43%. Ситуация с Узбекистаном может способствовать снижению стоимости акций. А значит, Telenor будет выгоднее не продавать свою долю, а конвертировать префы в обыкновенные бумаги, говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Впрочем, отмечает он, акции Vimpelcom сейчас стоят дешевле, чем когда-либо с 2003 г. — вчера в 19.50 по Москве их цена составляла $3,78. При такой цене конвертация обошлась бы Telenor в $1,152 млрд.