Роскомнадзор встал во главе качества
Глава Минкомсвязи Николай Никифоров утвердил методику оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связи. Первые измерения по ней до конца года проведет Радиочастотная служба (РЧС) под контролем Роскомнадзора и с участием операторов связи.
Документ подписан 4 декабря 2014 г. (копия есть в распоряжении ComNews). Методика устанавливает требования к проведению оценочных испытаний (драйв-тестов) и обработке их результатов для вычисления значений показателей качества услуг связи стандартов GSM 900/1800, UMTS 900/2100 и LTE на территории России. Кроме того, операторы смогут получать объективную информацию по радиопокрытию сетей связи на маршруте измерения в ходе проводимых драйв-тестов.
Показателями связи для голосовых вызовов названы доля неуспешных попыток установления соединения, процент обрывов звонков, средняя разборчивость речи на соединение, доля голосовых соединений с низкой разборчивостью речи. Для SMS принципиальны доля недоставленных сообщений и среднее время их доставки. Наконец, передача данных измеряется долями неуспешного IP-соединения абонентского устройства с сервером и числом неуспешных сессий по протоколу HTTP, а также средним значением скорости передачи данных к абоненту и продолжительностью успешной сессии. Единым показателем качества для всех услуг связи станет распределение покрытия сети связи.
Драйв-тесты проводятся в рабочие дни с 8 до 22 часов по местному времени, интервал времени измерений - не менее восьми часов в день. Особые требования предъявляются к маршруту движения измерительных комплексов. Результаты всех измерений направляются в Минкомсвязи России.
Методику разработали Роскомнадзор, ФГУП "Научно-исследовательский институт радио" (НИИР) и операторы связи, объяснил ComNews пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский. По его словам, первые измерения могут пройти в нескольких городах страны уже в декабре 2014 г. Все работы проведет РЧС под контролем Роскомнадзора и с участием игроков рынка, отметил Ампелонский.
Пресс-секретарь ведомства подтвердил, что федеральная служба предполагает разработать пользовательское приложение, с помощью которого абонент сможет сам следить за качеством связи. Клиент получит возможность не только сопоставлять уровень предоставляемых услуг дома и на работе, но и сменить оператора, воспользовавшись услугой переносимости мобильного номера (Mobile Number Portability, MNP).
Предлагаемые замеры технически вполне корректны - формально есть покрытие всех трех основных сценариев использования сети (голос, SMS и данные), отмечает руководитель департамента беспроводных технологий исследовательской компании J'son & Partners Сonsulting (J&P) Виталий Солонин.
"По замерам в части передачи данных можно было бы дополнительно измерять больше показателей, - отмечает эксперт. - Например, время установления соединения с сервером, максимальное и минимальное значения скорости и долю периодов низкой скорости от общей длительности передачи". По его словам, это помогло бы установить, сколько времени пользователю ждать начала трансляции и не будет ли она тормозить.
В рамках методики не рассматриваются смена bearer (с LTE на 3G и EDGE и обратно) при переключении между соседними сотами, а также замеры в помещениях и в местах массового скопления людей, говорит Виталий Солонин.
"Методика сможет показать, что покрытие соответствует лицензии. Однако она не даст полноценно оценить, насколько на практике эта сеть сможет предоставлять пользователю необходимый уровень клиентских впечатлений от использования услуги", - резюмировал представитель J&P.