Игорь Королев,
Cnews.ru
06.06.2014

"МегаФон" наращивает продажи SIM-карт через подконтрольные салоны, снижая долю независимых дилеров. За прошлый год продажи оператора через независимые каналы снизились на треть. Аналогичная тенденция наблюдается и у "ВымпелКома".

"МегаФон" снижает зависимость от розницы, находящейся не под его контролем. Об этом говорится в материалах оператора. Эта тенденция началась после того, как в конце 2012 г. "МегаФон" приобрел 50% акций крупнейшего сотового дилера "Евросеть" (остальные 50% принадлежат "ВымпелКому").

В результате если в 2012 г. на "неподконтрольную розницу" приходилось 48% от общего числа проданных SIM-карт "МегаФона", то в 2013 г. – только 31%. Всего у "МегаФона" в 2013 г. было 31 млн новых подключений.

Число салонов "неподконтрольных дилеров" "МегаФона" снизилось с 44,8 тыс. до 42 тыс. Это число включает в себя отделения "Почты России", с которой сотрудничает сотовый оператор.

Под "контролируемой розницей" "МегаФон" подразумевает салоны "Евросети" (4,4 тыс.), собственные магазины (за прошлый год их число увеличилось с 1,8 тыс. до 1,9 тыс.) и магазины, работающие под франшизой (1,7 тыс.). То есть общее число салонов из "контролируемой розницы" "МегаФона" составляет 8 тыс.

На собственные салоны пришлось 32% от общего числа подключений, на "Евросеть" - 18%, остальные – на франчайзи.

Собственные салоны "МегаФона" являются хорошим каналом для продвижения устройств под брендом оператора. В прошлом году через них было продано 520 тыс. брендированных смартфонов (24% от общего числа проданных в салонах "МегаФона" смартфонов) и 66 тыс. брендированных планшетов (40% от общего числа проданных планшетов).

После того как половина "Евросети" была продана "МегаФону", другой совладелец компании – "ВымпелКом" - стал снижать свою зависимость от нее и развивать собственную розницу.

За прошлый год общее число салонов "ВымпелКома" увеличилось в три раза до примерно 1,2 тыс. В пресс-службе оператора сообщили, что доля продаж через альтернативные каналы снизилась, но цифр не раскрыли.

У МТС более половины продаж приходится на собственную розницу, которая состоит из 4 тыс. салонов (включая франшизу). Значительную долю продаж обеспечивает второй по величине сотовый дилер – "Связной" (какую именно – не раскрывается), а вот от сотрудничества с "Евросетью" в МТС недавно отказались. Остальные продажи приходятся на независимых дилеров, и их доля стабильна, сообщили в пресс-службе оператора.

Между тем в прошлом году "Связной" испытал проблемы во взаимоотношениях с двумя из трех крупнейших операторов. "МегаФон" прекратил прием платежей через данную сеть, а "ВымпелКом" и вовсе остановил сотрудничество со "Связным", хотя впоследствии возобновил продажи.

"Сейчас мы обеспечиваем продажи всех трех сотовых операторов, а также региональных игроков, - отмечает представитель "Связного" Мария Заикина. - Практика показывает, что абонент, приходя в салон, редко имеет желание купить контракт какого-то конкретного оператора, и ему нужен выбор, поэтому будущее у независимого ритейла, безусловно, есть".