Министра связи заподозрили в лоббизме
Из-за деятельности чиновников Минкомсвязи и вице-премьера Аркадия Дворковича жители малонаселенных городов и сел могут лишиться доступа к связи.
Начатая в прошлом году, но так и незавершенная реформа универсальных услуг связи, которая предполагает ликвидацию пунктов коллективного доступа в интернет, но сохраняет таксофоны, может негативно сказаться на доступности услуг связи для населения. Согласно существующему проекту реформы, оптоволоконные линии за счет фонда универсальных услуг связи будут создаваться "Ростелекомом", а вот пользователем инфраструктуры может стать совершенно иная компания, право назначения которой остается за Минкомсвязи РФ.
В текущем проекте реформирования универсальных услуг связи (УУС) оказалась нерешенной судьба всех населенных пунктов России с численностью населения менее 500 человек. Всего в России таких населенных пунктов около 150 тыс., при этом в каждом из них в рамках федеральной программы, реализованной в середине 2000-х годов, были смонтированы действующие таксофоны, подключенные к сетям связи оптоволоконными, радиорелейными или сотовыми линиями связи. Источник "Известий" в администрации президента РФ сообщил, что при принятии реформы в сегодняшнем виде существует опасность полного отключения таксофонов, расположенных в населенных пунктах, где проживает менее 500 человек.
Реакция на эти опасения уже последовала, президент РФ Владимир Путин дал поручение премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву обеспечить в течение 2014–2016 годов населенные пункты численностью от 250 до 500 человек современными услугами связи силами ОАО "Ростелеком" за счет средств фонда универсальных услуг связи.
Примечательно, что в существующей в Минкомсвязи РФ редакции реформы УУС строить инфраструктуру также планируется с привлечением "Ростелекома" и использованием как собственных средств компании, так и средств фонда универсальной услуги (ежегодно он пополняется примерно на 11,5 млрд рублей. — "Известия"). Однако в дальнейшем Минкомсвязи РФ оставляет за собой право самостоятельно выбирать подрядчика, распоряжающегося построенной инфраструктурой, определять размер выплачиваемой операторам компенсации и условия доступа третьих лиц к построенной инфраструктуре, вместо того чтобы, к примеру, заранее предусмотреть недискриминационный доступ к инфраструктуре и таким образом дать возможность выбора операторов связи жителям малых населенных пунктов.
Как заявляют некоторые участники рынка, в текущей реформе УУС, с тем, чтобы "Ростелеком" утратил свое монопольное положение на рынке (если построенную оператором сеть передадут кому-то другому), заинтересованы вполне определенные лица, в частности, принятие реформы УУС в редакции Минкомсвязи РФ активно поддерживает вице-премьер Аркадий Дворкович.
Сомнения в правильности предлагаемой реформы возникли у многих сенаторов и депутатов. Описывающий ее законопроект рассматривается с позапрошлой парламентской сессии. Осенью представители обеих палат подготовили вариант, который дает возможность провести реформу без потерь для населения. Но в декабре по просьбе Аркадия Дворковича рассмотрение было перенесено на следующую сессию — уже третью по счету.
— Если широкополосный доступ будет под контролем какой-то компании, но не "Ростелекома", то это будет серьезный удар по монопольному положению компании и его рыночная стоимость снизится, а потом будет проведена его приватизация, и кто-то может выгодно для себя его приобрести, — разъясняет последствия один из источников "Известий", близкий к правительственным кругам.
В "Ростелекоме" официально отказались комментировать свое участие в создании новой инфраструктуры. Однако на условиях анонимности один из представителей компании сообщил "Известиям", что в "Ростелекоме" действительно опасаются того, что созданная их силами и частично за их счет новая сеть связи, объединяющая большинство населенных пунктов России, будет передана иной организации, выбранной Минкомсвязи РФ.
По информации "Известий", в качестве такой организации в Минкомсвязи РФ рассматривают "Почту России", которая находится в непосредственном подчинении министерства. Для решения проблем "Почты России" она, по словам самого министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, была переведена на "ручное управление". Видимо, именно это "ручное управление" и подталкивает руководство Минкомсвязи РФ к накачиванию активами "своего" предприятия.
Основной вклад в фонд универсальной услуги, который по замыслу реформаторов полностью пойдет на строительство новой общероссийской оптоволоконной инфраструктуры, делают крупнейшие операторы сотовой связи и сам "Ростелеком". При этом сами операторы сотовой связи не выказывают никаких претензий относительно того, что фондом единолично будет распоряжаться именно "Ростелеком".
Однако в письме на имя президента РФ (имеется в распоряжении "Известий") руководители МТС, "ВымпелКома" и "МегаФона" просят главу страны лишь о том, чтобы их зона ответственности не распространялась на населенные пункты с числом граждан менее 10 тыс. человек, а во всех населенных пунктах с численностью более 50 тыс. человек операторы гарантируют строительство LTE-сетей, как то и оговорено их лицензиями. Но план реформы УУС подразумевает привлечение сотовых операторов к строительству сетей сотовой связи в городах и селах населением и менее 10 тыс. человек, при этом инфраструктуру для доступа к этим населенным пунктам операторы будут вынуждены арендовать у оператора, назначаемого Минкомсвязи РФ, на условиях, определяемых также Минкомсвязи РФ. На запросы "Известий" в МТС, "МегаФоне" и "ВымпелКоме" ответили отказом как-то комментировать эту проблему.
Лишь на условиях анонимности представитель одного из сотовых операторов подтвердил опасения, высказанные его коллегой из "Ростелекома", о том, что в России может появиться новый оператор фиксированной связи, имеющий доступ к масштабной оптоволоконной сети в качестве монополиста.
Менее крупные игроки рынка, также предоставляющие универсальные услуги связи, однако, готовы говорить о проблемах более открыто.
— Я не исключаю, что может быть назначен единый оператор, которого самостоятельно выберет Минкомсвязи РФ. Кроме того, существует риск монопольных решений, когда малые игроки рынка будут просто вытеснены из этого бизнеса. Универсальные услуги — это уже сложившийся сегмент рынка, если это отдать тому, кто этим не занимался, то мы рискуем потерять социальную составляющую, потому что таксофоны, например, активно используются для экстренных вызовов, — считает генеральный директор компании "Санкт-Петербургские таксофоны" Денис Пустовойт.
— В малых населенных пунктах зачастую мобильная связь или другие операторы связи представлены слабо, и в случае чрезвычайной ситуации высока вероятность отключения. Именно для таких случаев еще в СССР для гарантированного предоставления связи монтировались таксофоны, чтобы даже при полном отключении электричества связь с населенным пунктом сохранялась, — говорит член комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы от "Единой России" Илья Костунов. — Минкомсвязи предлагает использовать базовую инфраструктуру, обеспечить населенные пункты широкополосным доступом. Но есть опасения, что при подключении интернета голосовая связь предоставляться перестанет, потому что передача данных сложнее, капризнее и нет никаких гарантий, что при отключении электричества или внешней атаке связь с населенным пунктом сохранится. Получится у Минкомсвязи обеспечить интернетом — хорошо, но гарантированная связь голосом должна сохраняться.