14.11.2013

Спустя пять месяцев после выхода на биржу российский разработчик программного обеспечения Luxoft готовится к SPO. По его итогам "ВТБ Капитал" может продать более 10% принадлежащих ему акций компании, стоимость которых превышает $100 млн. Инвестор выбрал удачный момент: с момента IPO стоимость Luxoft почти удвоилась.

"ВТБ Капитал" намерен продать на бирже долю в разработчике программного обеспечения Luxoft через SPO, следует из официального сообщения Luxoft. Размещение планируется после регистрации необходимых документов в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), причем сама Luxoft в SPO участвовать не будет. Размер пакета, который будет размещен, не уточняется, но "Luxoft ожидает, что объем SPO будет целиком состоять из ценных бумаг, принадлежащих продающему акционеру Rus Lux Limited", говорится в сообщении компании. Rus Lux Limited — "дочка" "ВТБ Капитала", владеющая сейчас экономической долей 8,7% Luxoft и 10,2% голосов. "ВТБ Капитал", который не участвовал в IPO Luxoft, приобрел не больше 10% Luxoft еще в 2009 году, говорил "Ъ" в мае источник, близкий к IBS Group.

Luxoft, дочка российской IBS Group, провела IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) в июне этого года. Luxoft разместила свои акции по $17 за бумагу и привлекла $69,6 млн. В уставном капитале компании 32,6 млн акций класса А (могут торговаться на бирже, имеют один голос), free float с учетом greenshoe-опциона на доразмещение для организаторов составил чуть более 4,7 млн акций (или 14,4%).

По итогам размещения капитализация Luxoft составила $555 млн. Но после IPO котировки не опускались ниже $19,89 за ценную бумагу, а во вторник торги на NYSE закрылись на отметке $33,27 за акцию. Капитализация компании, таким образом, с момента выхода на биржу выросла вдвое и составила $1,02 млрд. Следовательно, доля "ВТБ Капитала" по итогам торгов во вторник стоила $104 млн. Стоимость прямого конкурента Luxoft, разработчика заказного софта EPAM Systems, во время IPO на NYSE в начале 2012 года составила $490 млн. Вчера EPAM оценивалась уже в $1,64 млрд.

Luxoft — одна из крупнейших компаний РФ, производящих программное обеспечение по заказу клиентов, среди которых Boeing, Dell, IBM, Sabre, Alcatel. Почти половина бизнеса компании (42%) приходится на США и Канаду, 28,2% — на Великобританию, 12,8% — на Германию, 11,2% — на Россию. Общая выручка Luxoft составила $314,6 млн, чистая прибыль — $37,5 млн.

Предстоящая продажа пакета Luxoft "дочкой" "ВТБ Капитала" — событие ожидаемое. Private Equity акционер фиксирует прибыль — все логично, к тому же "ВТБ Капитал" дальновидно не участвовал в IPO, с момента которого стоимость Luxoft увеличилась вдвое, констатирует аналитик ФК "Открытие" Александр Венгранович. По его словам, SPO несет позитивный эффект для Luxoft, потому что это улучшит ликвидность акций, ведь сейчас в свободном обращении лишь чуть более 14%. "Теперь инвесторы смогут продать или купить бумаги в большем объеме без особого изменения в цене. Нехватка ликвидности была во многом причиной бурного роста котировок",— говорит господин Венгранович. Кроме того, плюс для Luxoft еще и в том, что акции не продает гендиректор компании Дмитрий Лощинин, иначе это было бы очень негативным сигналом для инвесторов.

В "ВТБ Капитале" от комментариев об объеме размещаемого пакета и о том, сколько заработает компания на этой сделке, воздержались. Впрочем, ранее руководитель управления прямых инвестиций и спецпроектов "ВТБ Капитала" Тим Демченко признавался, что "ВТБ Капитал" инвестирует в проекты с доходностью не менее 25% годовых. В Luxoft на запрос "Ъ" не ответили.

Вчера в начале торгов на NYSE котировки Luxoft упали на 7%.