Даниил Сидоров
© ComNews
04.10.2013

Операторы "большой четверки" построят до конца октября 2013 г. 58 объектов связи на участках транспортных коридоров "Север - Юг" и "Запад - Восток" общей протяженностью 600 км. До конца ноября они заработают, но только у тех операторов, которые их строили; базовые станции конкурентов появятся к июлю. Минкомсвязи утверждает, что никаких трудностей с проектом нет.

О ходе совместного проекта операторов рассказал директор по планированию и развитию сетей доступа ОАО "ВымпелКом" Юрий Маленков на IV Международной конференции "Managed Services 2013 -  Оптимизация затрат операторов, аутсорсинг сетевой и ИТ-инфраструктуры, совместная эксплуатация сетей связи". По его словам, общая длина федеральных автотрасс составляет 28 976 км, Роскомнадзор обнаружил "белые пятна" примерно на 2 тыс. км. Покрыть их в 2013 г. оказалось слишком сложно, поэтому компании сосредоточились на транспортных коридорах "Север - Юг" и "Запад - Восток" (суммарная протяженность – 11 606 км, проблемные участки – около 600 км).

Маленков отметил, что все "пятна" поделены между четырьмя операторами в зависимости от того, кто из них исходно имел транспортную инфраструктуру и лицензии на оказание услуг связи на конкретном участке. Всего должно быть создано 58 объектов связи, которые охватят 102 проблемных участка. На программу выделено 2,4 млрд руб., расходы операторы и государство поделят пополам.

Пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева пояснила репортеру ComNews, что проблемные участки федеральных трасс, входящих в транспортные коридоры "Север - Юг" и "Запад - Восток", находятся в абсолютно разных географических зонах страны. "Все участки расположены в удаленных относительно региональных центров районах, характеризующихся крайне низкой плотностью населения", - уточнила она. По ее словам, наибольшее количество проблемных участков расположено на территории Сибирского федерального округа (Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край). В меньшей степени работы захватывают трассы, расположенные на территории Дальневосточного, Уральского и Южного регионов.

На сегодняшний день проект находится "в самой активной стадии строительства", говорит представитель "ВымпелКома". По ряду объектов операторы уже завершили строительные работы и производят интеграцию базовых станций (БС). Строительство объектов связи планируется завершить до конца октября, а пуск линий внешнего электроснабжения, запуск базовых станций – в период с 1 по 30 ноября.

ОАО "МегаФон" вышло на этап монтажа антенно-мачтовых сооружений (АМС) и оборудования базовых станций и транспортной сети, отмечает пресс-секретарь компании Юлия Дорохина. Одна базовая станция в среднем обеспечивает покрытие на протяжении 10-11 км федеральной трассы.

До конца 2013 г. "большая четверка" собирается закончить работу на 58 объектах.  "ВымпелКом" отвечает за 15 объектов, столько же – в плане "МегаФона". МТС и "Ростелеком", по словам Юрия Маленкова, досталось по 14 объектов. Представитель ОАО "Ростелеком" уточнил, что оператор работает в Иркутской и Челябинской областях. МТС достался Забайкальский край, "ВымпелКому" – Республика Бурятия и Кемеровская область, "МегаФону" – Приморский край и Республика Калмыкия.

Особенность проекта также в том, что адресная программа каждого оператора включает в себя "обязательную часть" для обеспечения покрытия 2G участка трассы сетью хотя бы одного оператора. "То есть, например, "МегаФон" строит 15 антенно-мачтовых сооружений, устанавливает блок-контейнеры и свои станции, подключает внешнее электроснабжение от сетевой компании, - объясняет Дорохина. – На этих сооружениях и в контейнерах могут размещаться МТС, "ВымпелКом" и "Ростелеком". Под них предусмотрены ресурсы - мощность по энергетике, место на АМС, место в контейнере". Также в проекте предусмотрена "произвольная часть", где оператор планирует размещение своих станций 2G/3G на "чужих" АМС. Каждая компания эксплуатирует свои объекты самостоятельно.

Руководитель направления по взаимодействию со СМИ ОАО "МТС" Дмитрий Солодовников добавляет, что расходы на возведение антенно-мачтовых сооружений операторы разделят на паритетных началах. Затраты по организации электроснабжения инфраструктуры связи берет на себя государство.

По информации Айбашевой, все базовые станции, включая других операторов, будут размещены и запущены до конца ноября. "В предусмотренные сроки к 1 ноября на всех участках будет обеспечено покрытие сигналом базовых станций хотя бы одним из операторов (это необходимо для бесперебойной работы системы "ЭРА-ГЛОНАСС" – Прим. ComNews), - конкретизирует Солодовников. – На втором этапе до июля 2014 г. операторы будут подключаться к объектам связи друг друга для обеспечения сплошного покрытия всей территории вдоль автодорог". Таким образом, на протяжении второго этапа участки будут закрыты только одним оператором.

Объем работ на 2014 г. пока не определен. "Ближайшей задачей, обозначенной Минкомсвязи, является обеспечение устойчивого функционирования подвижной радиотелефонной связи вдоль всех федеральных трасс, имеющих в своем обозначении литеру", - отмечает Айбашева. На текущий момент обсуждаются сроки реализации второго этапа, объемы работ на 2014 г. и порядок финансирования проекта. Юлия Дорохина также сообщила, что адресная программа на 2014 г. пока не утверждена.

Согласно данным Юрия Маленкова, чтобы обеспечить связью все федеральные трассы (18 тыс. км, не считая транспортных коридоров, 120 объектов) сетью хотя бы одного оператора, понадобится 5,4 млрд руб.

В свою очередь, представитель пресс-службы Минкомсвязи пояснил, что кооперация операторов в рамках проекта позволяет решить эту задачу "наиболее эффективным образом, избежав ненужных затрат на дублирование инфраструктуры". "Установленный МКС порядок предоставления субсидий в 2013 г. на компенсацию затрат операторов предусматривает выплату субсидий за строительство подъездных путей и подключение к источникам электропитания для каждого строящегося в рамках проекта объекта связи только одному оператору, - говорит собеседник ComNews. - Этот механизм как раз и стимулирует операторов самостоятельно разделить между собой ответственность и право на субсидии за объекты связи, входящие в адресную программу строительства, исходя из своих сильных и слабых сторон".

Представитель регулятора напомнил, что в рамках проекта "Амур" (трасса Чита - Хабаровск) в 2011 г. операторы точно так же сначала инвестировали средства в строительство и только по завершении работ получали субсидии. Однако на этот раз субсидии на подключение объектов связи к электропитанию будут распределяться не напрямую сетевым организациям через Минэнерго, а предоставляться через Минкомсвязи.

"Текущая схема распределения субсидий, как показала практика, не является оптимальной и нуждается в корректировке, - утверждает сотрудник министерства. - Обеспечение электроэнергией и, строго говоря, строительство дорог для операторов связи является непрофильным бизнесом, и контроль и финансирование соответствующих мероприятий целесообразнее выполнять Минэнерго и Минтрансу".

В то же время ход проекта Минкомсвязи устраивает: работы ведутся в соответствии с плановым графиком и должны быть завершены в утвержденные сроки.

Пресс-служба Роскомнадзора вчера была недоступна для комментариев.