"Триколор" продемонстрировал высокочеткое будущее
"Триколор ТВ" впервые в России провел вчера публичную спутниковую телетрансляцию в формате сверхвысокой четкости. Гостям закрытого показа продемонстрировали 16-минутный ролик об экстремальном спорте, передававшийся со спутника Eutelat 36A.
Спутниковый оператор организовал премьеру вместе с другими представителями телеиндустрии – Eutelsat Communications, Ericsson, "НПО СвязьПроект", Rohde & Schwarz DVS (бренд DVS), ООО НПФ "СФЕРА-ВИДЕО" и LG Electronics, Inc. 16-минутный фильм в формате Ultra HD, произведенный каналом Russian Travel Guide (RTG), был показан на 84-дюймовом 3D-телевизоре со сверхвысоким разрешением Ultra HD 84LM960V от компании LG. Для прямой спутниковой трансляции контента UHDTV использовался транспондер спутника Eutelsat 36A. Данные в MPEG-4 передавались со скоростью 40 Мбит/с при частоте 25 кадров в секунду с разрешением изображения 3840×2160 пикселей.
"Ultra HD – формат молодой не только в России, но и в мире", - напомнила на посвященной показу пресс-конференции директор по контенту "Триколор ТВ" Юлия Шахманова. Она подчеркнула, что UHD-формат утвержден Международным союзом электросвязи только в прошлом году. В свою очередь директор по развитию бизнеса департамента цифрового телевидения Ericsson Тоби Финч отметил, что потребители хотят получать хорошую картинку потому, что отдают приоритет качеству. "Это и делает Ultra HD таким привлекательным", - подчеркнул он.
Говоря о перспективах развития технологии в России, вице-президент холдинга Bridge Media и генеральный директор RTG TV, снявшего презентационный фильм, Федор Стрижков пояснил, что холдинг закупил оборудование для форматов 4K (другое название Ultra HD) и 5K. При благоприятной конъюнктуре команда Bridge Media готова в течение полутора лет запустить новый 4K-канал, а через два года – UHD-пакет из трех-четырех каналов.
В то же время PR-директор "Триколор ТВ" Анна Сопова обратила внимание на то, что технология UHD еще неразвита: при подготовке к презентации "Триколору" не удалось найти в России ни одного готового 4K-ролика длиннее 60 секунд. Будущее формата, на взгляд PR-менеджера, зависит от зрителей. "Каналы идут за рынком, а не наоборот", - подчеркнула Сопова.
Юлия Шахманова также пояснила, что до тех пор, пока существует высокая цена на UHD-приемники (сегодня она удерживается на уровне 500 тыс. руб.), не имеет смысла запускать вещание на регулярной основе. В этом смысле "Триколор ТВ" только задает планку на будущее. По мнению Стрижкова, 4К-телевизоры станут доступны по цене в течение двух лет.
"Сегодня существуют все предпосылки для развития формата Ultra HD", - заключил технический директор "Триколор ТВ" Игорь Коцарев. По его словам, производители оборудования сформировали тренд: новые телевизоры требуют все более высококачественного контента. При этом в апреле 2013 г. в качестве международного стандарта был принят новый кодек HEVC – Н.265, который позволяет при сохранении высококачественного изображения сократить скорость передачи данных на 50%.
Пресс-секретарь "Триколор ТВ" Анастасия Соколовская уточнила репортеру ComNews, что оператор пока не ведет переговоров о закупке UHD-приставок.
Операторы спутникового ТВ - конкуренты "Триколора" - вчера комментариев не предоставили. Комментируя экспериментальную трансляцию "Триколора", руководитель исследовательского направления ComNews Research Евгений Евдокименко заметил, что любое новшество, реально улучшающее качество телесмотрения, востребовано и в мире, и в России.
"В этом плане технология Ultra HD несомненно перспективна, но потребляет на сегодня огромную спутниковую емкость, которой в России сейчас просто нет", - полагает эксперт. По его информации, этой емкости у российских поставщиков услуг DTH не будет вплоть до успешного выхода на орбиту спутника "Экспресс-АМУ1", запуск которого намечен на 2015 г., но по прогнозу ComNews Research состоится не раньше конца 2016 г.
С другой стороны, UHD "требует широкоформатных телевизоров (на экранах менее 50 дюймов разницу между HD и Ultra HD мало кто заметит), а это на сегодня несколько сот тыс. руб., то есть потенциальная аудитория сегодня совсем не осязаема", - разъясняет Евдокименко.
По словам аналитика, поставщики контента начнут предлагать подобные каналы уже в текущем году. Однако в коммерческих пакетах России четыре-пять каналов вряд ли появятся раньше конца 2016 г.