© ComNews
26.03.2013

Покинув Вьетнам, Vimpelcom Ltd. намерен уйти с рынка связи Камбоджи, где присутствует с 2008 г. Его местная "дочка" Sotelco из года в год показывает убытки, а новые абоненты не подключаются из-за перегрузки сети, так что Vimpelcom ведет переговоры о продаже 90% актива. Следующим шагом может стать уход из Лаоса.

Об этом в понедельник стало известно из отчетности Vimpelcom Ltd., в которой камбоджийский актив оказался отнесенным к портфелю, предназначенному для продажи.

Vimpelcom Ltd. владеет пакетом, составляющим 90% капитала Sotelсo, через офшоры на Британских Виргинских островах и на Кипре. Оставшиеся 10% принадлежат партнеру "ВымпелКома" в Камбодже. В 2008 г. этот актив ОАО "ВымпелКом" приобрело за $28 млн у своего акционера Altimo, который входит в холдинг "Альфа-Групп" предпринимателя Михаила Фридмана.

Сейчас Vimpelсom Ltd. не раскрывает сумму, в которую оценивает этот актив.

Причина продажи, указанная в отчетности Vimpelcom Ltd., – устойчивая негативная динамика в операционных показателях Sotelco; она связана с возросшей конкуренцией и приостановкой набора абонентов, вызванной перегрузкой сети.

Средняя выручка от абонента в месяц (ARPU) Sotelco в 2012 г. сократилась на 45%, до $1,6, в то время как ARPU в 2011 г. составлял $2,9, а в 2010 г. - $3,5. Снизился и показатель MOU (среднемесячная длительность разговора на абонента) в 2012 г. на 19,8% - до 336 минут с 419 минут в 2011 г.

Sotelсo владеет лицензиями на GSM и WiMAX, а его абонентская база составляет около 1 млн абонентов при населении страны в 14,2 млн. С такой базой компания занимает 5,64% рынка сотовой связи, уступая местным операторам Viettel Cambodia (доля рынка - 45,13%), Latelz Smart (20,26%), CamGSM (15,42%) и Hello Axiata Cambodia (11,05%).

При этом, как сообщал ComNews в 2008 г., при выходе в Камбоджу Vimpelcom Ltd. планировал в течение трех-четырех лет занять 20% рынка мобильной связи и привлечь 2 млн абонентов, потратив на развитие бизнеса $200 млн.

Тогда же, в начале июля 2008 г., "ВымпелКом" приобрел акции сотового оператора во Вьетнаме. "Камбоджа - четкое дополнение к Вьетнаму. Лучше не скупать операторов по всему миру, а образовать "кластер" в Юго-Восточной Азии", - ранее заявлял Николай Прянишников, занимавший тогда пост исполнительного вице-президента по развитию международного бизнеса "ВымпелКома".

Неудачи преследуют "ВымпелКом" в этом кластере. Вьетнам стал первой страной в Азии, куда вышел российский оператор, еще до того как стать частью международного холдинга. Вьетнам стал и первой неудачей: в апреле Vimpelcom сообщил о продаже 49% акций в убыточном Gtel Mobile второму акционеру, представляющему интересы государства (см. новость ComNews от 24 апреля 2012 г.).

Пакет был продан за символические $49 млн, при том что Vimpelcom вложил в проект не менее $460 млн: первоначальные инвестиции в 2009 г. составляли $267 млн - ими оператор оплатил 40% акций, а остальные 9% за $196 млн позже докупил материнский холдинг Vimpelcom, к которому после реорганизации перешло управление азиатскими рынками. Вьетнамский партнер не участвовал в финансировании вовсе.

В Лаосе Vimpelcom на 78% принадлежит компания VimpelCom Lao Co. - она также указывалась в числе активов, изучаемых с точки зрения возможной продажи.

По мнению аналитика Райффайзенбанка Сергея Либина, причины продажи актива в Камбодже те же, что и при продаже вьетнамского подразделения и, возможно, канадского. "Камбоджа входит в список неприоритетных рынков, и Vimpelсom Ltd. рассматривает различные варианты развития на таких рынках, в том числе и продажу, - пояснил Сергей Либин. - При этом бизнес в Камбодже генерирует меньше 1% выручки, поэтому потеря абсолютно незначительна в масштабах группы".

C этим утверждением согласен и эксперт независимого аналитического агентства "Инвесткафе" Илья Раченков. "Эффект от продажи будет малозаметен для отчетности компании: общая сумма активов Sotelco, по данным годового отчета компании, составляет лишь $64 млн, а выручка компании за 2012 г. не превысила $25 млн", - полагает аналитик.

Илья Раченков добавил, что Vimpelcom Ltd., вероятно, считает, что необходимые для развития актива капзатраты можно с большей отдачей задействовать на других рынках, в том числе развивающихся - например, в Пакистане или Бангладеш.

Продажа данного подразделения будет нейтрально или скорее даже позитивно интерпретирована рынком, считают эксперты. "Несмотря на значительный потенциал развивающихся рынков, результаты работы оператора в Камбодже нельзя назвать выдающимися, в том числе по причине довольно низкой платежеспособности, что негативно влияет на уровень рентабельности инвестиций", - рассуждает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.

Максим Клягин подчеркнул, что в данном случае речь скорее идет о пересмотре приоритетов, а не об отказе от усиления позиций в развивающихся странах, характеризующихся динамичным ростом индустрии связи. "Продажа низкомаржинальных активов позволит сократить издержки, в том числе за счет оптимизации географии бизнеса, и сконцентрироваться на наиболее перспективных локальных рынках", - резюмирует он.