12.03.2013

Самые популярные русскоязычные интернет-сервисы объявлений объединяются. Южноафриканский медиахолдинг Naspers вносит принадлежащие ему Slando.ru и OLX.ru в лидирующий в этом сегменте сайт Avito.ru и вдобавок инвестирует в него $50 млн. За последние три года убыточный до сих пор проект привлек уже не менее $166 млн.

Шведский Avito Holding и южноафриканский медиахолдинг Naspers подписали соглашение об объединении в России своих сервисов бесплатных объявлений, рассказал "Ъ" гендиректор Avito Holding Йонас Нордландер и подтвердила директор по связям с инвесторами Naspers Мелой Хорн. Вскоре принадлежащие Naspers сайты Slando.ru и OLX.ru станут частью Avito.ru: заходящие на них пользователи будут автоматически переадресовываться на главную страницу Avito.ru. За пределами России сервисы Slando и OLX продолжают существовать как самостоятельные проекты.

Кроме того, Naspers инвестирует в Avito Holding $50 млн. В результате этих вливаний и объединения сайтов южноафриканский холдинг получит 18,6% Avito Holding. Привлеченные от Naspers средства будут направлены на укрепление позиций Avito.ru в наиболее приоритетных направлениях — "Авто" и "Недвижимость", обещает господин Нордландер.

Таким образом, в рунете объединяются самые популярные сервисы бесплатных объявлений. По данным ComScore на январь 2013 года, Avito.ru занимал в этом сегменте первое место с ежемесячной аудиторией почти 16,5 млн уникальных пользователей, Slando.ru — второе с 10,9 млн, OLX.ru — пятое с 4 млн.

Naspers, основным активом которого в России являются 29% в Mail.ru Group, приобрел 100% Slando Ltd за $29 млн в 2011 году. Годом ранее южноафриканский медиахолдинг инвестировал, по данным TechCrunch, $20-40 млн в OLX Inc., представленную помимо России также в Испании, Португалии, Индии, Мексике и Южной Америке.

Avito.ru был запущен в 2007 году и прославился своим умением привлекать инвестиции. Так, в 2010 году скандинавский инвестфонд Northzone и шведская инвесткомпания KInnevik, один из основателей ресурса, вложили в него $25 млн, оценив тем самым весь Avito.ru в $66 млн. В 2011 году в сервис были сделаны очередные инвестиции на $16 млн, и Avito.ru уже оценивался в $159 млн. В прошлом году в ресурс $75 млн инвестировали Baring Vostok Private Equity Fund IV и Accel Partners. В результате стоимость сайта достигла $300 млн.

При этом серьезно зарабатывать Avito.ru начал только в последние два года. Если в 2009 году выручка сервиса составила $1 млн, то в 2011-м — уже $9 млн. По итогам прошлого года доходы превысили, по словам Йонаса Нордландера, $30 млн. Около 60% выручки сейчас обеспечивают дополнительные опции при размещении объявлений, 20% — реклама, 20% — специальный сервис для малых и средних предпринимателей. Для сравнения: выручка в интернете "Из рук в руки", третьего в России по популярности сайта объявлений, в 2011 году достигла $21,1 млн, за первое полугодие 2012 года — $12,3 млн.

Но Avito.ru по-прежнему остается убыточным проектом. Господин Нордландер уверяет, что на операционную рентабельность сайт выйдет уже в этом году. Сервисы объявлений по-прежнему убыточный сегмент в России и еще ни одному игроку не удалось это опровергнуть, утверждает госпожа Хорн. Сайты объявлений "Деловой мир онлайн" (dmir.ru), сейчас седьмой по популярности игрок в этом сегменте, прибыльны, утверждали в 2011 году в холдинге "Медиа 3", когда покупали их у ИД "Деловой мир".

Объединение больше напоминает пузырь, надутый еще на $50 млн, нежели передел рынка, считает основатель и гендиректор "Делового мира онлайн" Сергей Осипов. Все три площадки пока незаметны в нишах "Авто", "Недвижимость" и "Работа" и скорее будут "каннибализировать" друг друга и по аудитории, и по доходам, полагает господин Осипов.