Mail.Ru социализировалась
Интернет-холдинг Mail.Ru подвел финансовые итоги 2012 г. Основным источником доходов и существенным фактором их роста стали социальные сервисы, платежи по которым за год увеличились почти на 79%. По итогам 2012 г. компания еще раз - второй и последний - выплатит специальные дивиденды из средств от продажи долей в различных интернет-компаниях.
Впервые специальные дивиденды Mail.Ru выплатила летом прошлого года. Общая сумма выплат составила $795 млн ($3,8 на акцию). "Выплата таких дивидендов, конечно, самая важная новость – рынок ожидал чего-то подобного, но не в таком объеме", - комментирует аналитик "Уралсиб Кэпитал" Константин Белов. По решению состоявшегося 25 февраля 2013 г. совета директоров Mail.Ru, 28 марта компания выплатит $4,3 в расчете на одну глобальную депозитарную расписку (GDR). Всего будет выплачено $899 млн.
Деньги на выплаты специальных дивидендов у компании появились в основном после продажи долей в интернет-компаниях Facebook, Groupon и Zynga. В общей сложности компания выручила около $620 млн. Как указывается в сообщении пресс-службы Mail.Ru, по состоянию на 31 декабря 2012 г. объем средств на счетах холдинга составил 28,8 млрд руб. ($926 млн). "Компания всегда придерживается принципа: не удерживать на балансе средства от реализации непрофильных активов", - заявил председатель совета директоров и генеральный директор Mail.Ru Group Дмитрий Гришин, слова которого приводятся в пресс-релизе группы.
"Меньше чем за год компания выплатила специальных дивидендов более $8 на акцию, - констатирует аналитик ФК "Открытие" Александр Венгранович. – Но на этом дивидендная история заканчивается. Больше денег нет. Сейчас компания ориентирована на реализацию существующих бизнес-тенденций".
К таким тенденциям прежде всего относятся пользовательские платежи за социальные сервисы и игры (Community IVAS). По словам Дмитрия Гришина, в 2012 г. они стали ключевым источником доходов и существенным фактором их роста, увеличившись на 78,7% по сравнению 2011 г. "Такого роста не ожидал никто - ни аналитики, ни сама компания, которая даже прогнозировала снижение доходов от социальных сервисов", - говорит Александр Венгранович. "Мы ожидаем продолжения убедительного роста пользовательских платежей в 2013 г. и работаем над увеличением пользовательской вовлеченности и улучшением продукта", - оптимистичен Дмитрий Гришин. "Новые пользователи продолжают приходить в Сеть и готовы платить за дополнительные сервисы, другое дело, как долго такое состояние продлится", - сомневается Константин Белов.
В целом совокупная сегментная (то есть по всем юрлицам, входящим в группу) выручка Mail.Ru составила в 2012 г. 21,1 млрд руб., что на 39% больше, чем в прошлом. Показатель EBITDA вырос на 38%, до 11,5 млрд руб., а чистая прибыль - на 36%, до 8,5 млрд руб.
"Результаты очень сильные, - уверен Александр Венгранович. - В отличие от "Яндекса", чье падение маржи связано в том числе с выходом на рынок Турции, Mail.Ru сосредоточилась на российском рынке и не прогадала". "Не думаю, что выход в Турцию принес "Яндексу" какие-то значительные расходы, - не соглашается Константин Белов. – Да и в целом "Яндекс" продемонстрировал нормальный, соответствующий общерыночному рост по всем показателям, а реклама у него растет даже быстрее, чем у Mail.Ru".
Контекстная реклама - главный источник выручки "Яндекса", заявил на прошлой неделе журналистам финдиректор компании Александр Шульгин. Выручка "Яндекса" в 2012 г. составила 28,8 млрд руб., чистая прибыль - 8,2 млрд руб. Объем средств на счетах "Яндекса" достиг 27,2 млрд руб., но этой суммой делиться с акционерами компания пока не намерена - ей "нужна подушка безопасности" (см. новость ComNews от 20 февраля 2013 г.).
"Выручка от контекстной рекламы продолжила расти вместе с рынком, - признает Дмитрий Гришин, - однако во втором полугодии мы ощутили замедление темпов роста доходов от медийной рекламы". Рост выручки Mail.Ru от контекстной рекламы составил 44,3% год к году, от медийной – 14,9%. По словам Дмитрия Гришина, снижение темпов роста доходов от медийной рекламы было связано в том числе с запретом на рекламу алкоголя и "изменениями на рынке телевизионной рекламы".
"Во втором полугодии прошлого года телеканалы резко снизили стоимость эфирной рекламы, - говорит источник ComNews на рынке, - в результате телекомпании в значительной мере вернули себе утерянные позиции". "Мы ожидаем, что эти факторы не получат продолжения в 2013 г. и темпы роста медийной рекламы будут восстанавливаться в течение года", - заверяет Дмитрий Гришин.
"Что касается рекламы, то показатели по ней были как раз вполне ожидаемы, - рассуждает Александр Венгранович, - а вот выручка и чистая прибыль оказались выше прогнозных. Особенно впечатляет рентабельность по EBITDA - прогнозы были чуть больше 50%, а оказалось - 54,5%". "Что касается выручки, то она как раз была ожидаема, а вот операционная рентабельность действительно значительно выше прогнозов, - добавляет Константин Белов. - Больше того, нам кажется, что она выше, чем вообще может быть в этом бизнесе. По нашим оценкам, на рынке этот показатель в текущем году будет около 49%". "Мы ожидаем снижения", - соглашается Александр Венгранович.
"В обозримой перспективе, поскольку рынок остается относительно молодым и стремительно развивающимся, этот показатель все еще будет исчисляться двузначными числами. Но вот что будет дальше - это уже, скорее, вопрос веры, а не точных прогнозов", - заключает Константин Белов.