Госдума запретит сотовым операторам навязывать платные услуги. Депутаты разрабатывают законопроект о том, как обезопасить мобильные счета россиян.
Думский комитет по информационной политике разрабатывает законопроект, который запретит сотовым операторам, контент-провайдерам и всем потенциальным участникам рынка подключать клиентам платные услуги без их ведома. Об этом "Известиям" рассказали первый зампред комитета Вадим Деньгин (ЛДПР) и депутат Роберт Шлегель ("Единая Россия").
По словам парламентариев, поправки будут внесены в закон "О связи", а также в Кодекс об административных нарушениях. Размеры штрафов за нарушения еще предстоит обсудить на открытых слушаниях, однако уже сейчас народные избранники говорят, что это будут внушительные суммы.
— К нам в комитет ежедневно обращается огромное число граждан, которые так или иначе пострадали от действий сотовых операторов. Я и сам на днях не смог подключить iPad к интернету, поскольку мне против моей воли подключили услугу "Гудок" и списали 60 рублей. Но iPad не звонит — там нет такой функции, очевидно, что с меня захотели списать лишние деньги, — рассказывает Деньгин.
— Любые услуги, на которые пользователь не подписывался и за которые сотовый оператор списывает средства с клиента, являются мошенничеством, — говорит Шлегель. — Моя позиция проста: законодательство нужно ужесточать.
По мнению народных избранников, от недобросовестной работы сотовых операторов, их провайдеров или дистрибуторов уже пострадали миллионы россиян, пользующихся сотовой связью. Самыми распространенными навязанными услугами считаются "Гудок" (звонящий слышит мелодию или текст вместо гудка), а также SMS -рассылки, включающие прогноз погоды, новости или гороскоп.
Управляющий партнер агентства "Социальные сети" Денис Терехов оценивает рынок навязанных мобильных услуг в несколько десятков миллионов долларов в год, именно поэтому такие сервисы не были до сих пор запрещены. Эксперты убеждены, что нужно принимать меры безотлагательно.
— Граждане несут значительные потери. Потребуется несколько решений, нужна стандартизация договоров с клиентами мобильных компаний, как в системе предоставления потребительских кредитов. Однако надо смотреть на вещи шире, вопросы мобильной связи надо будет прописывать также и в законе о потребительском кредитовании, — рассказал советник института современного развития Никита Масленников.
Сотовые операторы подтвердили, что подобные факты мошенничества выявляются регулярно и утверждают, что сами борются с недобросовестными контент-провайдерами.
Пресс-секретарь "Билайна" Анна Айбышева заявила, что в их компании давно действует правило: "Если подписка активирована без подтверждения в системах оператора, абоненту возвращаются все средства за подписку, с провайдером взаиморасчеты не производятся".
Пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко, в свою очередь, пояснила, что абоненты МТС могут "самостоятельно подключать и отключать услуги и управлять своим счетом — через личный кабинет на сайте оператора, с помощью мобильного телефона. А если у пользователя возникают дополнительные вопросы по услугам или их стоимости, он обращается в салон или контактный центр оператора".
В "МегаФоне" тоже заверили, что у них в сфере предоставления услуг всё прозрачно.
— Информацию о любых дополнительных услугах можно узнать на сайте компании, в офисах продаж обслуживания, а также по бесплатному телефону, — заявила пресс-секретарь Юлия Дорохина.
По ее словам, в 2012 года специалисты "МегаФона" обработали более 100 тыс. обращений о фактах мобильного мошенничества, аннулировали около 900 идентификаторов на коротких номерах, которые скрывали за собой десятки тысяч мошеннических сервисов, заблокировали возможность использования коротких номеров на более чем 600 интернет-ресурсах, а также исправили порядка 300 интернет-ресурсов, вводивших в заблуждение клиентов.
14 февраля законопроект, регулирующий рынок навязчивых мобильных услуг, будет обсуждаться на заседании комитета по информационной политике.