Каналы поменяли русло. Дмитрий Фирташ купил у Валерия Хорошковского 100% акций U.A. Inter Media Group
Бывший первый вице-премьер Валерий Хорошковский решил продать крупнейшую в Украине медиагруппу "Интер" предпринимателю Дмитрию Фирташу. По словам господина Хорошковского, содержать затратный медиапроект ему сейчас не по силам. Но источники "Ъ" связывают это решение с возможным давлением на него после того, как "Интер" стал критиковать работу госорганов. Сам господин Хорошковский якобы уже покинул Украину.
Владелец Group DF Дмитрий Фирташ реализовал опцион на покупку 100% акций U.A. Inter Media Group — мажоритарного акционера всех активов группы "Интер", сообщили в пятницу в пресс-службе одноименного телеканала. Продавцом выступила компания K.H. Media Limited, принадлежащая Валерию Хорошковскому, а покупателем — GDF Media Limited. "Соглашение о продаже U.A. Inter Media Group подписано исходя из оценочной стоимости — $2,5 млрд",— говорится в сообщении. Сделка будет закрыта после согласования с Антимонопольным комитетом.
Опцион на выкуп контрольного пакета акций группы "Интер" появился у господина Фирташа в начале 2007 года, после того как он продал группе свои телеканалы "Мега", К1 и К2. "В условиях экономического кризиса было бы хорошо, чтобы у меня был сильный финансовый партнер",— заявлял тогда господин Хорошковский. Источник "Ъ" в Group DF рассказал, что переговоры о выкупе велись практически все это время, но Валерия Хорошковского не устраивала предложенная цена. "Цену Дмитрий Фирташ в итоге так и не повысил",— утверждает собеседник "Ъ", отказавшись назвать конкретные цифры. Соглашение было достигнуто буквально на днях — Валерий Хорошковский сообщил менеджерам телеканала о закрытии сделки 31 января, утверждают собеседники "Ъ" на телеканале.
Главный актив медиагруппы "Интер" — одноименный телеканал. 61% его акций владела компания "Украинский медиапроект" — "дочка" U.A. Inter Media Group Ltd. Еще 29% акций "Интера" принадлежало российскому "Первому каналу", 10% — Светлане Плужниковой, вдове основателя телеканала Игоря Плужникова. Помимо "Интера", в группу входят семь небольших эфирных каналов (НТН, "Мега", К1 и другие), один спутниковый ("Интер+"), три сейлз-хауса и информационное агентство "Украинские новости".
Валерий Хорошковский объяснил свое решение финансовыми трудностями. "В сложившихся обстоятельствах у меня нет возможности обеспечивать дальнейшее развитие группы, и именно эти обстоятельства стали главным мотивом для продажи",— приводятся его слова в сообщении пресс-службы. Получить комментарий господина Хорошковского ни в пятницу, ни вчера не удалось. Начиная с 2009 года телеканал "Интер" был убыточным, хотя его доход и рос — I полугодие 2012 года канал завершил с чистым доходом 446,84 млн грн и чистым убытком 95,34 млн грн. Финансовые показатели других активов группы не публикуются.
Участники рынка в качестве основной версии продажи канала называют стремление обезопасить актив после возникшей конфронтации с премьером Николаем Азаровым. Валерий Хорошковский выразил несогласие с повторным назначением Николая Азарова на должность премьер-министра и отказался войти в его правительство. В заявлении пресс-службы господина Хорошковского отмечалось, что он считает господина Азарова неспособным проводить экономические реформы. После этого в эфире "Интера" появились сюжеты с критикой власти. Премьер-министр тогда заявил, что эти сюжеты "являются неправдивыми и сознательно противостоят политике правительства". "Действия Валерия Хорошковского привлекли внимание "семьи президента", поэтому не исключено, что сейчас с помощью продажи канала своему партнеру он пытается спасти этот актив",— отмечает источник "Ъ", близкий к одной из сторон переговоров. Сам господин Хорошковский, по данным менеджеров канала "Интер", был вынужден покинуть страну — с конца декабря он находится, по данным разных источников, во Франции или Монако.
Господин Хорошковский всегда поддерживал отношения с Дмитрием Фирташем. С момента получения опциона на выкуп акций "Интера" бизнесмен принимал активное участие в формировании информационной политики канала, утверждают сотрудники "Интера". А, к примеру, в 2009 году, занимая должность главы Гостаможни, Валерий Хорошковский отказался растаможить 11 млрд кубометров газа, принадлежащих компании RosUkrEnergo Дмитрия Фирташа, в пользу НАК "Нафтогаз Украины". За это тогдашний премьер Юлия Тимошенко отправила его в отставку. Но в тот же день президент Виктор Ющенко назначил господина Хорошковского первым зампредом Службы безопасности Украины, и он дал СБУ указание возбудить уголовное дело по факту хищения газа. Господин Фирташ на протяжении всего газового спора неоднократно участвовал в программах телеканала "Интер", где объяснял и доказывал свою позицию.
В пользу этой версии свидетельствует и заявленная цена активов, которую участники рынка называют явно завышенной. Для сравнения, в 2010 году Игорь Коломойский купил 100% каналов "1+1" и "Кино" за $400 млн. А в 2007 году после публикации первой финансовой отчетности "Интера" его оценили в $365 млн. "В данном случае каналов больше, но пакет в них не 100-процентный. Справедливой ценой были бы $700-900 млн — не больше $1 млрд",— считает топ-менеджер одного из крупных телеканалов. Вряд ли Дмитрий Фирташ действительно выплатил Валерию Хорошковскому эту сумму — скорее он заявил ее для подстраховки, добавляет топ-менеджер одной из медийных компаний: "Теперь, если у него потребуют продать канал, он вправе требовать от потенциального покупателя $2,5 млрд". Один из бывших менеджеров группы "Интер" отмечает, что господин Фирташ мог действовать и в интересах другого акционера — представителей "семьи президента" либо одной из российских медиагрупп.
Смена собственника уже осложнила работу канала. "Ряд проектов заморозили, так как неясно, кто должен подписать соответствующий бюджет",— отмечает менеджер одной из продакшн-студий, работающих с "Интером". "В понедельник должно стать ясно, кто покинет канал. К уходу сейчас готовятся Алла Липовецкая (генеральный продюсер канала.—"Ъ") и Ярослав Порохняк (гендиректор группы.—"Ъ")",— утверждает собеседник "Ъ". Оба менеджера не подтвердили эту информацию.
На должность руководителя канала сейчас претендуют сразу два бывших менеджера — Анна Безлюдная, занимавшая пост генпродюсера с 2007 по 2009 год, и Сергей Созановский — председатель правления "Интера" в 2006-2010 годах, утверждают участники рынка. "Оба они сейчас набирают команду для "Интера"",— утверждает руководитель одного из подразделений группы. Впрочем, собеседник "Ъ" не исключает, что менеджеры лишь консультируют новых владельцев. "Анна Безлюдная вряд ли возглавит канал — ее отношения с Дмитрием Фирташем за прошлый год сильно испортились, и она практически прекратила работать с Group DF",— утверждает источник "Ъ", близкий к господину Фирташу. На звонки "Ъ" госпожа Безлюдная вчера не отвечала.
Новые менеджеры должны будут вернуть "Интеру" лидерские позиции и перепрофилировать нишевые каналы, утверждает источник "Ъ", близкий к господину Хорошковскому. "Среди каналов группы в ближайшее время должны появиться молодежный, спортивный, и, возможно, новостной",— добавляет он. С 2005 года доля аудитории "Интера" (люди старше 4 лет, проживающие в городах с населением более 50 тыс. человек) упала на 13,2 процентного пункта — с 27% до 13,8%. "За последние годы падение стало еще более очевидным — этому способствовала частая смена менеджмента и стратегии",— считает генпродюсер Film.UA Group Виктор Мирский. По его словам, основная аудитория канала — люди старшего возраста, проживающие в небольших городах. "А вот нишевые каналы — один из немногих успешных активов группы, их аудитория не снижается",— признает господин Мирский. По его мнению, новое руководство сможет добиться успеха только в том случае, если останется на канале надолго: ""Интер" убили именно тем, что каждый год туда приходят новые топ-менеджеры с собственной стратегией. В таких условиях долгосрочное планирование не работает".
Перед новым руководством канала будет стоять непростая задача — выработать сбалансированную информационную концепцию, отмечает один из бывших менеджеров "Интера". "До сентября прошлого года программы канала были неинтересными, так как в них не поднимались острые темы. Начиная с сентября он стал слишком интересным — и в итоге сменил собственника. Теперь он должен найти баланс — быть интересным, но лояльным действующей власти",— поясняет собеседник "Ъ". Впрочем, генеральный продюсер "Пятого канала" народный депутат Юрий Стець ("Батькивщина") отмечает, что финальная стадия переговоров о продаже наверняка длилась как минимум месяц, и вряд ли в этот месяц информационная политика противоречила желаниям будущего собственника. "Изменения уже начались, и концепция канала, скорее всего, останется такой же, какой была в последние месяцы",— прогнозирует он.