Борцы с педофилами запускают "чистый интернет"
Лига безопасного интернета договорилась с провайдерами об эксперименте в одном из регионов РФ — для просмотра нерекомендованного контента придется писать заявление.
В феврале Лига безопасного интернета (ЛБИ) откроет в одном из российских регионов экспериментальный доступ в "чистый интернет". Пользователям из тестового региона будут доступны только те страницы и сайты, которые проверили эксперты лиги. Соответствующий договор был подписан между губернатором региона, операторами связи и представителями лиги, — об этом "Известиям" сообщил исполнительный директор ЛБИ Денис Давыдов.
— Мы встречались со всеми операторами связи, оказывающими услуги в тестовом регионе. Они готовы. Для этого изменят договор и перезаключат его с абонентами, — поясняет Давыдов. — У граждан будет по умолчанию включен "чистый интернет". Если кто-то пожелает смотреть порнографию, сцены насилия и жестокости, то он говорит, что хочет выключить "чистый интернет" и предупрежден о том, что в этом случае содержимое интернет-страниц может быть вредно — все риски пользователь берет на себя. Для этого ему нужно будет сообщить оператору связи о своем решении любыми доступными способами: подписать дополнительный договор, либо поставить галку в личном кабинете, либо как-то иначе.
По словам Давыдова, эксперты ЛБИ составляют список проверенных ресурсов ("белый список"), после чего он автоматически попадает в базу данных 29 операторов связи тестового региона. Правда, что это за регион, исполнительный директор лиги уточнять не стал.
Сейчас ресурсы для "белого списка" эксперты отбирают сами. Однако любой владелец сайта может самостоятельно внести свой ресурс в этот список. Для этого ему придется воспользоваться специальной формой на сайте ЛБИ, заполнив которую, владелец обязуется, что информация на его ресурсе не причинит вред здоровью и развитию детей. Эксперты проверят заявленный сайт, и если он окажется "чистым", добавят в "белый список". Впрочем, если на веб-ресурсе появится противоправный контент и администрация ресурса будет иметь к этому какое-то отношение, то сайт навсегда будет исключен из "белого списка". Если же нарушение произошло без ведома владельца, например, из-за взлома, то после удаления противоправных материалов его снова сделают доступным.
Сейчас "белый список" насчитывает почти 500 тыс. ресурсов. За время проведения эксперимента по внедрению "чистого интернета", который будет проходить с февраля по апрель, база данных безопасных ресурсов увеличится до 1 млн сайтов.
Исполнительный директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры интернета Матвей Алексеев уверен, что произошла подмена понятий и борются не с тем, с чем надо.
— Возникает вопрос: готовы ли операторы пойти на ограничение доступа к информации и кто дал экспертам лиги право вести экспертизу сайтов? У нас в подзаконном акте к Федеральному закону № 139 (постановление правительства № 110) указано, что эксперты, которые могут решить законный контент размещен на сайте или нет, есть в ФСКН, Роспотребнадзоре и Роскомнадзоре. Думаю, что у операторов будет отток абонентов. Если ко мне явятся представители провайдеров и скажут, что мы должны с вами перезаключить договор, то я от них уйду. Впрочем, если операторы просчитали все риски и в том числе финансовые, то пусть будет так. Но такая инициатива неправильна. Происходит подмен понятий — надо бороться не со следствием, а с причиной. Пусть они борются с педофилами, а не с роликами, которые те выкладывают в интернете. Не будет педофилов — не будет роликов.
Внедрение "белых списков" представляет собой цензуру в чистом виде уверен председатель Пиратской партии России Павел Рассудов.
— Я в шоке. Эти списки пришли в Россию быстрее, чем я ожидал. Я надеялся, что это случится лет через пять. Меня смущает монополия организации, которая будет вести "белые списки" — этого быть не должно. Их составлением должны заниматься общественные организации и госорганы, — рассуждает Рассудов. — Если по поводу черных списков еще спорили — цензура это или нет, то в этом случае все предельно ясно — идет премодерация определенных ресурсов. Мне кажется, что они нарушают Конституцию, которая дает право на свободный доступ к информации. Такой инициативой они создают опасный прецедент. Схема "нет сайта — нет проблемы" может понравится власти.