"Аэрофлот" проникся Интернетом
"Аэрофлот" до конца 2013 г. обеспечит Wi-Fi на борту 26 дальнемагистральных воздушных судов: 22 лайнеров Airbus 330 и четырех Boeing 777.
Об этом вчера сообщила пресс-служба "Аэрофлота". "Уже в I квартале этого года запланирована активация услуги на 15 из перечисленных воздушных судов: на 12 Airbus 330 и на трех Boeing 777, - уточняется в сообщении "Аэрофлота". - Самолеты Airbus 330 ныне составляют основу дальнемагистрального флота компании. Поставки новейших машин Boeing 777, которые серьезно укрепят возможности "Аэрофлота" на маршрутах большой протяженности, должны начаться в ближайшее время. Программа активации Wi-Fi-интернета на "трех семерках" продолжится в последующие годы: шесть Boeing в 2014 г. и по три самолета в 2015 г. и 2016 г.".
Для организации связи на борту "Аэрофлот" избрал решение компании OnAir – глобального провайдера коммуникационных услуг для авиации, который использует спутниковую группировку и оборудование оператора Inmarsat. Компания была создана в 2005 г. поставщиком IT-услуг для авиационной отрасли SITA и авиаконцерном Airbus.
"Предполагаю, что авиакомпания делает ставку на OnAir, рассчитывая в будущем получить выгоду от этого сотрудничества, ведь, несмотря на то, что у Inmarsat сейчас ограничена пропускная способность, с запуском спутников Inmarsat пятого поколения будут получены гораздо более скоростные каналы", - рассуждает в беседе с ComNews генеральный директор ООО "РуСат" Сергей Алымов.
Другие крупные авиаперевозчики тоже пытаются развивать услуги связи на бортах воздушных судов. "Трансаэро" запустила услуги высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет (ШПД) и мобильной связи на борту в августе 2012 г. Сейчас оборудованием снабжены четыре воздушных судна: три Boeing 747-400 и один Boeing 777-300, пояснила репортеру ComNews пресс-служба "Трансаэро". "В 2013 г. реализация программы оборудования системами доступа в Интернет на борту будет осуществляться на дальнемагистральных воздушных судах Boeing 777-300 и Boeing 747-400, а также на среднемагистральных Boeing 737 NG".
По словам Сергея Алымова, "РуСат" выступает партнером (предоставляет канал связи от наземной станции до самолета) компании Panasonic Avionics Corporation (США), которая организует Wi-Fi на борту самолетов для многих авиакомпаний мира, в том числе для "Трансаэро". "Проект растет и развивается, и специально для расширения этого направления, ориентируясь на долгосрочное сотрудничество с Panasonic Avionics, "РуСат" арендовал на спутнике "Ямал-300К" дополнительный ресурс под проект и теперь задействует уже 72 МГц спутникового ресурса, увеличив объем арендуемый полосы в 12 раз", - добавил Сергей Алымов.
Как ранее сообщал ComNews, "Аэрофлот" планировал в 2012 г. оснастить Интернетом один самолет А320, а также 11 лайнеров А330. При этом партнер "Аэрофлота" по интернетизации самолетного парка - сотовый оператор "МегаФон" - говорил об оснащении Интернетом в прошлом году лишь 8-10 новых бортов. "Уже сейчас оборудование для предоставления услуг связи "МегаФона" пассажирам во время полета установлено на трех среднемагистральных судах "Аэрофлота", - разъясняла расхождение в цифрах представитель пресс-службы ОАО "МегаФон". - А321 "М.Келдыш" летает с декабря 2010 г. На двух судах (А321 "С.Вавилов" и А320 "С.Рахманинов") инсталляция оборудования проведена в декабре 2011 г. На "Вавилове" услуга уже запущена. Запуск услуги на борту "Рахманинова" ожидается в конце января - начале февраля этого года. На 2012 г. планом проекта предусматривается оборудование еще восьми бортов. Но это будут уже дальнемагистральные воздушные суда А330. Итого к концу 2012 г. будет летать со связью и Интернетом 11 воздушных судов "Аэрофлота". На судах, которые мы планируем вместе с "Аэрофлотом" оборудовать в 2012 г., кроме сотовой связи будет и Wi-Fi, что позволит увеличить объемы передачи данных. Сейчас передача данных осуществляется по технологии EDGE" (см. новость ComNews от 13 января 2012 г.).
Пресс-служба "МегаФона" отказалась прокомментировать итоги сотрудничества с "Аэрофлотом".
Другие операторы "большой четверки" пока с настороженностью относятся к участию в проектах по оснащению самолетов Интернетом. "За рубежом данная услуга активно развивается. Мировая практика показывает, что связь на борту обычно предоставляют специализированные компании. "Ростелеком" изучает возможность предоставления такой услуги, исследует ее проникновение", - заверил репортера ComNews представитель ОАО "Ростелеком".
"Роуминг на борту - пока нишевая услуга, которой пользуется незначительное количество роумеров. Тем не менее, при желании, у наших абонентов есть возможность воспользоваться услугами связи на борту - через межсетевой роуминг - там, где он присутствует, - сказала репортеру ComNews пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева. - К нам неоднократно поступали предложения от различных партнеров организовать самим роуминг на борту, но, на наш взгляд, подобные проекты должны быть инвестиционно окупаемыми".
С ней соглашается пресс-секретарь ОАО "МТС "Валерия Кузьменко: "На данном этапе мы не видим экономической целесообразности в развитии подобных проектов".
Сомнения операторов не беспочвенны: первая интернет-авиаслужба появилась в мае 2004 г. у компании Boeing (Connexion by Boeing), однако два года спустя, 31 декабря 2006 г., проект был закрыт по причине убыточности.
Пассажиры самолетов могли получать доступ в Интернет через 802.11 Wi-Fi-соединение и через кабельную бортовую Ethernet-сеть. На самолете была установлена спутниковая антенна Ku-диапазона, в инфраструктуру также входили арендованные спутниковые транспондеры и четыре наземных станции. Одна из них располагалась в Москве, ее работу обеспечивал "РуСат". Интернет от Connexion by Boeing работал на самолетах, пролетавших над территорией Северной Америки, Северной Европы, Ближнего Востока, северной части Тихого океана, Австралии и Азии. Клиентами этой службы стали многие авиакомпании: Lufthansa, Japan Airlines, SAS, China Airlines, Singapore Airlines, Asiana Airlines, Korean Air, израильская El-Al. Тарифы на услуги были следующими: $9,95 - за час доступа, $14,95 - за три часа, $19,95 - от трех до шести часов и $29,95 – за неограниченный по времени доступ. В 2005 г. к интернет-сервису добавилась потоковая трансляция четырех телевизионных каналов.
"Connexion by Boeing стал первым проектом по предоставлению услуг связи на борту самолета, и нельзя говорить о его убыточности, ведь за три года работы он вышел на окупаемость и приобрел значительное количество заказчиков, - возражает глава "РуСата" Сергей Алымов. - Но акционеры Boeing приняли решение выйти из бизнеса, посчитав нецелесообразным вкладываться в непрофильные активы, помимо производства самолетов и ракетно-космического оборудования, на фоне сокращения парка самолетов в связи с непростой экономической ситуацией".
"Connexion by Boeing просто опередил свое время – не было высокоэнергетичных ИСЗ, которые позволили дать высокую скорость канала с малым размером антенны. Кроме того, за эти пять лет в два раза снизилась стоимость автоматизированной антенны, в частности за счет использования технологий, применявшихся ранее только военными, - в свою очередь отметил в разговоре с репортером ComNews генеральный директор ГК AltegroSky Сергей Пехтерев. – Если брать картину в целом, то авиакомпании сотрудничают только с глобальными операторами, теми, кто может предоставить сервис минимум на 2-3 континентах, если не на всех пяти. Таких операторов в РФ нет, а в мире их не более четырех. Проект ШПД на борту самолета очень затратный, входной билет там крайне высок – сертификация комплекта VSAT для одной модели самолета стоит где-то $200-300 тысяч, а у одного аэробуса около десяти типов самолетов. С российскими ставками по кредитам, это невозможно. Бизнес планы таких проектов ориентированы на 3-5 лет вперед и в них заложено, что через этот срок не менее 30% всего парка самолетов будут иметь Интернет на борту ".
-
13.01.2012Интернет разлетался
-
17.01.2013"РуСат" арендовал "Ямал-300К"