22.01.2013

Внедрение услуги по сохранению телефонного номера при смене оператора в Украине натолкнулось на протесты участников рынка. В компаниях указывают на несовершенство документа, регламентирующего предоставление этого сервиса, и направляют регулятору множество предложений по его доработке. Впрочем, ряд экспертов обвиняют компании в затягивании запуска новой услуги, которая увеличит конкуренцию между ними.

Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), перенесла на месяц утверждение "Положения о предоставлении услуг переноса абонентского номера и пользования персональным номером". Этот документ позволяет внедрить услугу переноса мобильных номеров при смене оператора — Mobile Number Portability (MNP). Если ранее регулятор говорил о принятии положения в январе, то теперь рассчитывает на его утверждение до 1 марта. Причиной этого стали предложения операторов мобильной и фиксированной связи к документу.

В разработанном НКРСИ документе предлагалось сделать услугу MNP достаточно комфортной для абонента. Предполагается, что она будет бесплатной, для ее заказа достаточно будет отправить бесплатное SMS-сообщение или заполнить заявку на сайте "принимающего" оператора. После этого перевод абонента должен быть осуществлен в течение суток с момента регистрации заявления.

Операторы называют документ НКРСИ недоработанным. "К нему много замечаний,— говорит директор департамента регуляторно-правового обеспечения "Киевстара" Андрей Осадчук.— Положение не согласовано со многими пунктами телекоммуникационного законодательства и Хозяйственного кодекса". Он, в частности, обращает внимание на то, что обращение к "принимающему" оператору не может являться поводом для разрыва договора с действующим оператором. "Неясно, что делать с остатком средств на счету абонента или задолженностью контрактных абонентов,— добавляет директор по корпоративному управлению и контролю "МТС-Украина" Олег Проживальский.— К тому же подача заявок о смене оператора по SMS может привести к тому, что такие заявки будет отправлять не сам абонент, а кто-то, получивший доступ к его телефону".

Один из авторов законопроекта об MNP депутат Верховной рады прошлого созыва (фракция Партии регионов) Юрий Мороко полагает, что операторы пытаются оттянуть вступление в силу новых правил. "Мы действительно считаем, что услуга MNP в Украине не нужна, но раз уж ее внедряют, то пусть внедряют законно",— возражает господин Осадчук. Впрочем, раньше компаниям успешно удавалось блокировать инициативы государства в этом направлении, напоминает господин Мороко. Первый законопроект об MNP был подан еще в 2006 году, его поддержала Верховная рада, но ветировал президент.

Внедрение услуги заставит операторов инвестировать в оборудование. Генеральный директор "Астелита" (ТМ life:)) Александр Баринов оценивал затраты только своей компании по внедрению услуги в $2,5 млн. К тому же операторы будут вынуждены платить администратору централизованной базы данных перенесенных номеров. По их оценкам, услугой воспользуются до 10% абонентов, то есть не более 5,6 млн владельцев SIM-карт. При ожидаемом размере платы в 0,01 грн за звонок затраты трех крупнейших мобильных операторов составят от 60 млн до 80 млн грн в год. "Если операторы продолжат мешать внедрению MNP, я не исключаю, что на них будут жаловаться в суды и Антимонопольный комитет. Ведь услуга внедряется для того, чтобы повысить конкуренцию на рынке, и противостояние ее внедрению может быть расценено как антиконкурентный сговор",— отмечает Юрий Гончарук, генеральный директор компании "Украинский сетевой информационный центр", которую участники рынка считают вероятным администратором централизованной базы данных перенесенных номеров.