Alibaba ищет выход. Интернет-холдинг собрался на биржу
Крупнейший китайский интернет-холдинг Alibaba Group намерен в 2013 году провести публичное размещение своих акций на бирже в Гонконге, в ходе которого может привлечь $3-4 млрд. Стоимость компании в ходе IPO может достичь $80 млрд.
О том, что Alibaba Group Holding Ltd собирается в 2013 году провести IPO в Гонконге, сообщил Bloomberg со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. Эту информацию "Ъ" подтвердил другой осведомленный с планами компании источник. По словам собеседника агентства, организаторами размещения акций, в рамках которого компания хочет привлечь $3-4 млрд, будут Credit Suisse Group AG и Goldman Sachs Group Inc.
IPO Alibaba, если оно состоится, произойдет вслед за прошлогодней сделкой с Yahoo!: тогда Alibaba Group выкупила у американской компании обратно 20% своих акций примерно за $7,6 млрд (Yahoo! инвестировала в Alibaba еще в 2005 году, приобретя за $1 млрд 40% китайского онлайн-ритейлера). Аналитики объясняли сделку тем, что часть выкупленных акций Alibaba могла бы использовать как раз в ходе IPO. Ориентировочная стоимость компании, по разным оценкам, может составить $40-80 млрд. Таким образом, IPO Alibaba Group, скорее всего, по объему привлеченных средств и капитализации при размещении уступит только рекордному в интернет-секторе IPO Facebook в мае прошлого года ($16 млрд и $104,2 млрд соответственно).
Alibaba Group основана в 1999 году. Специализируется на интернет-торговле, а также создании площадок и технологий для e-commerce. В группу входит несколько компаний — Taobao, Tmall.com, eTao, Alipay, Alibaba.com (последняя уже публичная: в ходе IPO в 2007 году на Гонконгской бирже B2B-площадка Alibaba.com заработала на IPO $1,5 млрд, что на тот момент стало самым крупным размещением среди китайских компаний и вторым по масштабам в мире после Google — в ходе своего IPO в 2004 году Google заработал $1,67 млрд).
Согласно прогнозу Euromonitor International, торговая площадка Tmall к 2015 году обгонит по выручке Amazon и станет крупнейшим интернет-ритейлером в мире. Объем китайского рынка электронной торговли в 2011 году Barclays Capital оценивал в $121 млрд, при этом с 2012 по 2017 годы он будет расти в среднем на 29%, считает Euromonitor.
В сентябре 2011 года стало известно, что фонд DST Global, возглавляемый Юрием Мильнером, американская Silver Lake и китайский фонд Yunfeng Capital возглавили консорциум инвесторов, который вложил в Alibaba Group $1,6 млрд и получил за это около 5% китайского онлайн-ритейлера. Таким образом, вся Alibaba Group была оценена в $32 млрд.
Иван Стрешинский, гендиректор USM Advisors, управляющей активами Алишера Усманова, в декабре рассказывал, что господин Усманов теперь сконцентрировал свое внимание на Китае. "Когда ты делаешь даже что-то маленькое в Китае, это действительно нечто большое в мировом масштабе",— отмечал господин Стрешинский в интервью Bloomberg. Кроме доли в Alibaba, DST Global также владеет пакетом в интернет-магазине 360buy Jingdong Mall; оба актива вписываются в бизнес-стратегию предпринимателя, покупающего доли в интернет-компаниях и фиксирующего прибыль после их выхода на биржу.
Представитель DST Global Леонид Соловьев отказался от комментариев, Alibaba ответ на запрос "Ъ" не предоставила.