03.08.2012

В Крыму остались без связи около 20 тыс. абонентов оператора "Крымтел". "Укртелеком" в одностороннем порядке расторг договор с "Крымтелом" о взаимосоединении сетей по причине задолженности крымской компании в размере 10 млн грн. В "Крымтеле" заявляют, что отключение было незаконным и последовало после того, как оператор отказался продать "Укртелекому" свою сеть. Впрочем, во время разбирательств с "Укртелекомом" "Крымтел" успел подать в суд заявление о банкротстве и сейчас проходит процедуру ликвидации. Юристы называют действия монополиста в этом случае законными.

Два дня около 20 тыс. абонентов оператора цифровой связи "Крымтел" не могли принимать звонки от абонентов "Укртелекома" и звонить на номера национального оператора. С 1 августа "Укртелеком" не предоставляет "Крымтелу" услуги взаимосоединения сетей. Без связи остались 16,2 тыс. физических лиц, 3,4 тыс. юридических лиц и 9 ведомственных телефонных станций. От телекоммуникационных услуг в том числе были отключены "Черноморнефтегаз", ПриватБанк, Укрсоцбанк и крымское отделение НБУ. Всего в Крыму около 300 тыс. абонентов фиксированной телефонной связи. "Крымтел" работает преимущественно в Симферополе.

Номера экстренной связи не отключались. Но неожиданное прекращение предоставления услуг стало проблемой для многих абонентов на полуострове. "Я звонила в клинику, чтобы записаться в очередь на МРТ, но не смогла дозвониться. Компьютер сообщил, что из-за долгов компании "Крымтел" связь невозможна. Мне пришлось ехать в клинику записываться, это очень неудобно",- рассказала жительница Симферополя Гульнара Абибулаева. В регистратуре клиники "Авиценна" сообщили, что связь была отключена без предупреждения: "Мы потеряли возможность связаться с пациентами. Многие из них пропустили обследование из-за этого телефонного коллапса". Некоторые абоненты "Крымтела" смогли избежать отключения, присоединившись к сети общего пользования через точки более мелких операторов. В приемной "Черноморнефтегаза" рассказали, что сразу после возникновения проблем со связью изменили порядок набора номеров: "Наши номера начинались с комбинации "52", а теперь все начинаются с "77"".

Только 2 августа "Укртелеком" сообщил на своем сайте об отключении "Крымтела". В сообщении оператора говорится, что договор был расторгнут 1 августа в одностороннем порядке из-за задолженности "Крымтела" в размере около 10 млн грн (по состоянию на 1 июля). ""Укртелеком" предлагал руководству "Крымтела" приобрести его сеть потребителям, что позволило бы избежать прекращения оказания услуг абонентам. Но получив такое предложение, руководство "Крымтела" обратилось в суд, чтобы объявить компанию банкротом",- говорится в сообщении "Укртелекома". 14 июня Хозсуд АР Крым признал ООО "Крымтел" банкротом и постановил прекратить предпринимательскую деятельность компании в течение года. В "Укртелекоме" решили, что могут отключить абонентов сразу, чтобы "избежать роста задолженности компании".

В "Крымтеле" считают, что "Укртелеком" действовал незаконно и нарушил п. 3.28 лицензионных условий осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций по предоставлению услуг фиксированной телефонной связи. "Разрыв взаимосоединения в одностороннем порядке является допустимым только после рассмотрения спора НКРСИ, однако "Укртелеком" не обращался к регулятору и уклоняется от проведения переговоров с компанией",- говорится в сообщении "Крымтела".

В "Крымтеле" также заявляют, что обращались в НКРСИ с просьбой содействовать разрешению спора, но не получили ответа. Член НКРСИ Игорь Сиротенко сказал, что стороны не обращались в комиссию. Так, в правилах взаимосоединения телекоммуникационных сетей общего пользования (утверждены решением НКРС N155 от 8 декабря 2005 года) предусмотрен порядок досудебного урегулирования спора. В этом случае стороны должны совместно составить протокол разногласий, подписать его и отправить в НКРСИ. "Это должно быть основанием для рассмотрения спора комиссией. Но конкретно в этом случае к нам не обращались",- отметил господин Сиротенко. В то же время условиями договора о взаимосоединении между операторами предусмотрено, что одна из компаний может разорвать взаимосоединение в одностороннем порядке, если другая признана банкротом. "Это потому предусмотрено, что неизвестно, каким образом могут быть погашены новые долги банкрота. В "Крымтеле" есть ликвидационный управляющий, который со своей стороны должен был обратиться к "Укртелекому" и убедительно показать оператору, что у него есть возможность выполнить все обязательства. Но, насколько нам известно, он этого не сделал",- рассказал Игорь Сиротенко.

Партнер юрфирмы "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко говорит, что в данном случае "Укртелеком" действовал законно. "После решения суда о банкротстве все договоры компании перестают выполняться, ее обязательства считаются прекращенными. Теперь, чтобы решить проблемы абонентов, регулятор должен вмешаться в ситуацию и принять какое-то решение по этому поводу",- говорит господин Марченко. Ранее уже возникали подобные прецеденты с мобильными операторами, когда они не могли договориться о взаиморасчетах, говорит заместитель директора исследовательской компании GfK Ukraine Глеб Вышлинский. "Например, наша компания оказывалась в такой ситуации из-за судебных разборок "Голден Телекома" с другими операторами. Скорее здесь ответственность несет не тот, кто отключил, а тот, кто обслуживает абонентов. Оператор должен был обеспечить связь и договориться с другими операторами, чтобы маршрутизировать через них свой трафик",- отметил господин Вышлинский.

Основательница и гендиректор "Крымтела" Марина Поваляева заявила вчера профильному изданию proIT, что "Укртелеком" пытается отобрать у компании бизнес в Крыму. В прошлом году, по ее словам, была аналогичная ситуация, но тогда в конфликт вмешалась НКРСИ. ""Укртелеком" нарушил все процедуры. Он нас предупредил буквально за 10 дней до отключения, а мы по закону должны предупредить абонентов за три месяца",- сообщила госпожа Поваляева. Она сказала, что до момента ликвидации компании "Крымтел" мог бы найти средства, чтобы расплатиться с "Укртелекомом".

Власти Крыма не одобрили действия "Укртелекома". Вчера председатель республиканского комитета по транспорту и связи Николай Черевков письменно обратился к руководству "Укртелекома" с просьбой временно восстановить действие договора о взаимосоединении. Уже вечером "Укртелеком" начал возобновлять связь, рассказала пресс-секретарь комитета Зера Эмирсуин: "Все будет восстановлено до завершения разбирательств между сторонами. Люди должны быть со связью все это время". Восстановить связь нужно в первую очередь для того, что абоненты успели перезаключить договоры с другими операторами, пока "Укртелеком" и "Крымтел" будут вести переговоры. "С точки зрения свободного рынка абоненты сами могут решать, к кому подключаться",- говорит Глеб Вышлинский.