Нули в сетях и круги на воде
11.08.2009
Некоторые мобильные операторы продолжают соблазнять пользователей бесплатными звонками внутри сети, а один из них и вовсе предлагает осуществлять звонки по нулевому тарифу на телефоны других операторов, однако эту идиллию омрачила черная туча разбирательств со стороны регулирующих органов.
История вопроса
С бесплатными звонками уже успели побаловаться все без исключения мобильные операторы. Изначально два ведущих оператора для нулевых звонков запустили виртуальных операторов (или молодежные сервисы) "Джинс" и Djuice, а позже - сервисы для людей пенсионного возраста "Экотел" и "Мобилыч". Эти предложения уже практически себя изжили, лишь "Киевстар" продолжает поддерживать свой молодежный бренд - "Джинс" из виртуального оператора превратился в один из pre-paid-пакетов. Вот и акционный тарифный план Jeans Freedom не предусматривает никаких бесплатных звонков. Правда, можно экономить на стоимости SMS, если пакетом покупать услугу. Что касается сервиса Djuice, то недавно оператор запустил акционный тариф "Космонуль", в котором появились бесплатные звонки пользователям сервиса, по крайней мере первые пять минут. Затем тарификация по плану Talk non-stop, то есть по 5 коп./мин.
В то же время агрессивный life:) (компания "Астелит") изначально позиционировал бесплатную связь между своими абонентами. Такой она в том или ином виде и осталась в тарифе "Свободный life:)". Однако для бесплатного общения надо каждые 30 дней пополнять счет на сумму 25 грн. Иначе вызовы будут тарифицироваться уже по 25 коп. за минуту. Исходящие звонки на другие направления обходятся в 1 грн. за минуту. Но оператор недавно ввел тарификацию по полминуты.
То же самое пришлось делать и Beeline. Вначале все внутрисетевые звонки были бесплатными, затем оператор сменил тактику, оставив бесплатные звонки лишь на девять номеров в тарифе 29. Есть еще "Тройной безлимит", но надо платить за звонки, SMS и MMS по 75 коп. в сутки.
У "Голден Телекома" для предоплаченного сервиса Uni была бесплатная внутрисетевая связь без всяких ограничений. Однако в прошлом году оператор влился в Beeline, и Uni уже полностью прикрылся: все его пользователи либо перешли в Beeline со сменой номера, либо ушли к другим операторам.
Так, все это время UMC, а затем МТС, больше других экспериментировали с нулями. Особенно активно компания начала себя вести после того, как "Киевстар" вырвался в лидеры по количеству абонентов. Отступать, как говорится, стало некуда. Надо было чем-то заманивать клиентов. Тут еще на пятки начал наступать и life:). Поэтому ставка была сделана не только на новые услуги, но и на бесплатные звонки. Тем более что сеть у оператора немаленькая, а пользователей около 20 млн. Так был запущен тариф "Супер МТС". Для бесплатных звонков пакет также надо пополнять раз в 25 дней на сумму 25 грн. Правда, есть плата за соединения при звонках на другие сети, которые обходятся в 1 грн. в мин. А совсем недавно оператор ввел еще и услугу "Два нуля", которая позволяет бесплатно звонить на два выбранных номера абонентов других операторов за первые пять минут общения в день. При этом ПЗС отсутствует как при использовании пяти бесплатных минут, так и после их исчерпания. Однако ежедневная плата за пользование услугой "Два нуля" составляет 99 копеек и взимается в день совершения звонка на один из выбранных номеров. Так что фактически это не бесплатные звонки, а по 20 коп. в первые пять минут, после чего они начинают тарифицироваться по обычному тарифу.
"Киевстар" не стал вводить подобные "свободные" тарифы. У оператора есть максимально приближенный тарифный план "Классический", где внутри сети 10 коп. плюс те же ПЗС. Вызов на номера других операторов - по 85 коп. за минуту. Однако и этот оператор поддался искушению, запустив недавно тариф "Djuice Безлим" с теми же бесплатными звонками (только абонентам Djuice) в случае ежемесячного пополнения счета на 30 грн.
Запретить нули
И вот совсем недавно Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) после проведения "специальной проверки тарифных планов операторов связи на предмет демпинга" запретила "нулевые" тарифы и обязала привести свои тарифы в соответствие с законодательством до 1 сентября.
По мнению членов НКРС, такие действия являются нарушением требований законодательства в сфере телекоммуникаций (ст.67 Закона Украины "О телекоммуникациях"). Комиссия обязала мобильных операторов предоставлять потребителям исчерпывающую информацию о конечной стоимости услуг.
"Главная цель этого решения - отменить неправомерную рекламу услуги о нулевом тарифе как не отвечающей действительности. То есть потребителя преднамеренно вводят в заблуждение для привлечения клиентов. Такой пакет услуг или имеет большую абонентскую плату, или поступление средств от абонента иным образом, о чем потребитель узнает позже. С целью защиты прав потребителя НКРС вынесла указанное решение", - считают в НКРС.
За этими мерами отчетливо просматриваются тени двух других крупных игроков рынка - "Укртелекома" и "Киевстара", не желающих сбивать тарифы до нуля. Причем они и не скрывают своих позиций.
"У нас продолжается отток трафика из сети, потому что он переходит в сети мобильных операторов. Их высокие заградительные ставки и нулевые тарифы внутри вынуждают абонентов втягиваться внутрь сети. Нулевые тарифы создают у клиента ощущение, что он получает услугу бесплатно", - заявил директор филиала объединенных продаж "Укртелекома" Игорь Сиротенко.
Довольны таким решением НКРС в первую очередь в "Киевстаре". "Мы считаем, что запрет нулевых тарифов позитивно повлияет на рынок в целом, будет способствовать уменьшению перекрестного субсидирования одних услуг за счет других, обеспечит надлежащий уровень экономической конкуренции на рынке, когда определяющим фактором выбора оператора будет качество предоставляемой услуги, а также приведет к увеличению налоговых поступлений в Государственный бюджет Украины", - отмечают в компании.
По мнению "Киевстара", ст. 67 Закона Украины "О телекоммуникациях" предусматривает прямое требование недопущения установления демпинговых или дискриминационных цен операторами, а также формирование тарифов на базе их себестоимости с учетом прибыльности. Таким образом, нулевые тарифы противоречат действующему законодательству. В то же время нельзя не учитывать, что нелюбовь "Киевстара" к нулевым тарифам эксперты связывают с ухудшением финансовых показателей компании. Для крупнейшего мобильного оператора второй квартал стал худшим за последние несколько лет - выручка снизилась на 8%. По мнению главы представительства Telenor в Украине Тронда Моэ, наряду со сложной общеэкономической ситуацией причиной снижения доходов "Киевстара" является агрессивная конкуренция в лице операторов, использующих нулевые тарифы.
В случае отмены "нулевых" тарифов пострадают в первую очередь не операторы, которые вынуждены будут отказаться от таких тарифных планов, а абоненты. Их уже миллионы, о чем также следует помнить регуляторным органам.
"У всех четырех мобильных операторов имеются нулевые тарифы, - говорит директор по маркетингу "МТС-Украина" Василь Лацанич. - Если все четверо отменят нулевые тарифы, я как маркетолог со стажем скажу: ничего на рынке не изменится. Никто никуда не уйдет, потому что уходить некуда. И что в результате будет? Будет закономерно распределенное по всем операторам повышение цен. Наши инвесторы будут только довольны, а потребители - наоборот".
В МТС и life:), кстати, подобные предложения демпингом не считают, поскольку абонент для нулевых звонков должен сделать обязательный месячный платеж. Таким образом, на самом деле его звонки вовсе не являются бесплатными, хотя эти деньги могут быть потрачены на другие звонки.
На самом деле по прошествии двух недель после решения НКРС уже понятно, что операторы и не собираются отменять свои тарифы. Максимум - сменят рекламные ролики и билборды, "чтобы не вводить в заблуждение абонентов".
Еще один поворот
Кроме элементарной конкуренции за этим процессом стоит также желание "Укртелекома" повысить ставки межоператорских соединений (интерконнекта) до 0,5 грн. Напомним, что сейчас при звонках с фиксированной сети на мобильную 50 коп. за минуту платят мобильщикам. За счет этого держится высокий тариф 1,2 грн. в минуту. В то же время мобильные операторы платят "Укртелекому" за обратные соединения по 25 коп. в минуту. Это привело к перекосам в трафике: пользователи практически перестали звонить с обычных телефонов на мобильные. А распространение мобильной связи в целом привело к сокращению междугородных звонков в сети "Укртелекома".
Поэтому желание крупного государственного оператора отрегулировать данный вопрос вполне логично, вот только вместо движения по снижению ставок интерконнекта он желает увеличить свою до 50 коп. От этого абонентам легче не станет, а скорее наоборот - мобильным операторам придется пересматривать свои тарифы, а цены звонков со стационарных телефонов на мобильные останутся прежними.
Отрадно, что НКРС не идет на поводу у крупнейшего оператора, а предлагает все-таки поэтапно снижать ставку интерконнекта. Так, в этом году предлагается перейти на новую ставку на мобильные сети - 45 коп./мин. вместо 50 коп./мин., при переходе с мобильных сетей на фиксированные предлагается оставить прежнюю ставку 25 коп./мин. Со следующего года планируется снизить "мобильную" ставку еще на 5 коп.
Кстати, аналитическая компания Frontier Economics по заказу Telenor (главного акционера "Киевстара") провела исследование ставок интерконнекта в Европе и подготовила свои рекомендации для НКРС. Оказывается, в среднем в европейских странах ставка при соединениях на фиксированные сети в 7-9 раз ниже, чем на мобильные. При этом ставка доступа на сеть "Укртелекома" в три раза выше, чем среднеевропейский показатель. Так что есть о чем задуматься и снижать обе ставки.
Аналитики отмечают: "В случае применения принятого в ЕС подхода НКРС должна установить ставки на основе себестоимости после всестороннего анализа структуры расходов". Они рекомендуют внедрять любые изменения в уровне ставок постепенно на протяжении нескольких лет. При этом "размер ставок за взаимосоединение в фиксированных сетях не должен включать надбавки для покрытия условных потерь на организацию доступа".
ошибочка у вас Любовь e-mail: sea-2109@rambler.ru12.08.09 00:44
"лишь "Киевстар" продолжает поддерживать свой молодежный бренд - "Джинс" " - вообще-то Джинс это часть ЮМС, теперь МТС, а Диджус - киевстара. Так что не вводите людей в зблуждение и исправте пожалуйста, господа журналисты.
RE: ошибочка у вас Татьяна12.08.09 14:58
Любовь, будте внимательны! ошибочка не у нас! а у украинского Зеркало недели. Об этом вверху и написано. А еще рубрика называется Дайджест, что говорит само за себя