МТС ставит на контент. К 2012 году рынок дополнительных услуг достигнет 13 млрд долларов
13.08.2008
МТС намерена по опыту крупных западных компаний активно развивать платформу по торговле мобильным контентом. По прогнозу оператора, российские сотовые компании к 2012 году будут получать от дополнительных услуг примерно одну пятую часть общей выручки, а объем этого рынка составит 13,1 млрд долл. Аналитики называют прогноз МТС очень оптимистичным, но считают, что при благополучном стечении обстоятельств его осуществление вполне вероятно.
МТС озвучила свои прогнозы по развитию рынка мобильного контента и дополнительных услуг (VAS). В компании ожидают, что к 2012 году российский рынок контента достигнет 5,4 млрд долл., а рынок VAS в целом, включая мобильную рекламу, передачу данных и сообщений, - 13,1 млрд долл. при общем обороте сотовой индустрии 48,3 млрд долл. МТС рассчитывает к 2012 году сохранить долю по меньшей мере в 40% рынка VAS-услуг. Как пояснил президент МТС Михаил Шамолин, продажа контента и мобильная реклама являются одним из приоритетных направлений развития компании. "Мы учитываем опыт зарубежных компаний - сейчас большинство крупнейших мобильных операторов и производителей телефонов активно развивают платформы по продаже контента. Мы также намерены двигаться в этом направлении, - говорит г-н Шамолин. - На базе портала МТС мы будем развивать продажи различных видов контента: музыкального, видео, мобильных игр и т.д. После того как сети третьего поколения появятся на большей части территории России, мы ожидаем роста спроса на "тяжелый" контент, такой как фильмы и видеоклипы".
Аналитик iKS-Consulting Юлия Федорова называет прогноз МТС излишне оптимистичным. По оценкам iKS-Consulting, к 2012 году объем рынка контента достигнет 1,4 млрд долл. Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что сотовые операторы окажутся в сложной ситуации на рынке дополнительных услуг: "В перспективе двух-трех лет мобильные операторы столкнутся с потерей доли рынка в сегменте VAS как в России, так и во всем мире. Значительную долю этого сегмента заберут производители мобильных терминалов". В частности, это связано с тем, что продажа дополнительных услуг в сетях сотовой связи требует значительных инвестиций, которые окупаются в течение как минимум нескольких лет. Сотовые операторы с их высокой нормой прибыли не могут позволить себе вкладывать такие же средства, как, к примеру, Nokia и Sony Ericsson. Также производители телефонов могут встраивать в терминалы платформы для просмотра мобильной рекламы и т.п., что также дает им преимущество, добавил аналитик. "К примеру, Nokia, контролирующая 40% рынка мобильных терминалов в России и около 30% в мире, по нашим оценкам, может в долгосрочной перспективе занять 15-20% мирового рынка VAS", - заключил г-н Муртазин.
Директор JPConsulting Дмитрий Мартимьянов, напротив, считает планы МТС довольно реалистичными. По его мнению, важным условием является запуск безлимитных тарифов на передачу данных по примеру операторов ШПД.
Всемирный контент
По данным аналитиков Juniper Research, к 2013 году аудитория услуг по продаже мобильного контента превысит 2,1 млрд человек. Собственные платформы по продаже мобильного контента создали все крупнейшие сотовые операторы и несколько производителей сотовых телефонов. Первым крупным участником рынка стала Apple, запустившая в 2001 году музыкальный интернет-магазин iTunes. В прошлом году Nokia запустила сервис Ovi, объединяющий услуги по продаже музыки, фото- и видеохостинга и т.д. В декабре прошлого года финский вендор совместно с Warner Music Group и оператором Orange запустили сервис Nokia Comes With Music, позволяющий за 20 евро в течение двух лет загружать на любое устройство Nokia неограниченное количество музыкальных файлов.