ONLINER.BY
07.08.2008

Все чаще абоненты смотрят в сторону украинского оператора Life (торговая марка компании "Астелит"), который опосредованно контролируется Turkcell. Life действительно стал открытием рынка Украины, но инвесторам, помимо убытков, он пока ничего не принес.

"Астелит" единолично контролируется компанией Euroasia, 54,8% доли которой принадлежит Turkcell, 45,2% - "Систем Кепітал Менеджмент" (далее SCM) миллиардера Рината Ахметова. По данным украинского издания "Корреспондент", его состояние составляет около $31,1 млрд. По оценке Forbes, состояние Ахметова гораздо меньше - около $7,3 млрд.

Желание турецкой компании Turkcell сотрудничать именно со структурой Рината Ахметова (ему принадлежал и донецкий оператор мобильной связи DCC (стандарт D-AMPS), позже инкорпорированный в Life) некоторые наблюдатели связали со стремлением турецкой стороны построить взаимовыгодные отношения с так называемой "донецкой группировкой", которая в лице Виктора Януковича в то время занимала господствующее положение в системе государственной власти страны.

На церемонии подписания соглашения между Turkcell и DCC помимо Мехмета Карамехмета (президент Cukurova) и Музаффера Акпинара (в то время руководитель Turkcell) присутствовали и премьер-министры двух стран - Виктор Янукович и Реджеп Тайип Эрдоган. Победа Виктора Ющенко на президентских выборах свела на нет все возможные политические преимущества.

Выход Life на рынок Украины состоялся в январе 2005 года и сопровождался агрессивной маркетинговой и рекламной стратегией. Агрессивные действия оператора, выразившиеся в фактически бесплатной раздаче SIM-карт, акциях по обмену карт других операторов на "симки" Life и беспрецедентно низких тарифах на звонки (практически бесплатное общение внутри сети), значительно оживили мобильный рынок страны, действительно снизив стоимость сотовой связи.

Вкладывая значительные ресурсы в строительство сети и маркетинг, Life стремительными темпами наращивал долю рынка. Изначально компания сконцентрировала свои усилия на инновационной стратегии - резком снижении стоимости мобильных услуг (фактически бесплатное внутрисетевое общение и тарифы во внешние сети на уровне ставки интерконнекта) и получении прибыли от дополнительных сервисов. За два года работы оператор предложил 150 таких услуг, 50 из которых, по мнению компании, являются уникальными для Украины.

Всего 8 месяцев понадобилось Life для того, чтобы подключить первый миллион абонентов. Правда, многие клиенты оператора, выговорившие лимит и бонусы на бесплатной карточке, переставали ею пользоваться. Справедливости ради отметим, что другие операторы тоже фактически раздавали SIM-карты, например вкладывали их в специализированные журналы.

Но это была пиррова победа "Астелита". Яркий имидж и прекрасная рекламная стратегия продвижения не трансформировались в качество связи. Более того, начали возникать и финансовые проблемы.

В 2006 году компания объявила о кризисе, который ее нынешний генеральный директор Тансу Еэн предпочитает называть "техническим дефолтом". Компания Turkcell распространила заявление о том, что оператор Украины объявил дефолт по задолженности, превышающей $465,371 млн.

Технический дефолт был объявлен из-за неспособности "Астелита" продемонстрировать требуемые двумя банками-кредиторами (ING Bank и Standart Bank) финансовые показатели. В результате Life занялся реструктуризацией долга, переквалифицировав долгосрочные обязательства в краткосрочные и направив кредиторам гарантийные письма от двух совладельцев - Turkcell и SCM.

Фактически "реструктуризация" долга оператора была сведена к тому, что два владельца предоставили наличные средства на общую сумму около $300 млн. каждый, а все долговые обязательства, по словам Тансу Еэна (о чем он заявил в интервью украинскому "Делу"), были переведены на Turkcell. Кредитный портфель компании на тот момент составлял $540 млн. В настоящее время, как утверждает господин Еэн, у "Астелита" долгов нет, все они переведены на компанию Turkcell.

Чем живет "Астелит" сегодня? По итогам 1 кв. 2008 года (мы сознательно возьмем этот рубеж, поскольку итоги работы некоторых операторов во второй четверти еще не подведены и не осмыслены) доля рынка Life составляет примерно 17,2%. Это третий по величине оператор страны, но "большая двойка" - МТС (35,8%) и "Киевстар" (43,3%) - находится далеко впереди. У Beeline, четвертого по величине игрока, - 3,7%. В абсолютных цифрах это выглядит следующим образом: "Киевстар" - 22,687 млн. абонентов, МТС-Украина - 19,610 млн., Life - 9,400 млн., Beeline - 1,971 млн.

Life по-прежнему демонстрирует самые быстрые темпы подключения: за 1 кв. 2008 года к оператору подключилось 600 тыс. абонентов, к "Киевстару" - 83 тыс., к Beeline - 30 тыс. МТС-Украина зафиксировала отток абонентов - сеть покинуло 390 тыс. человек. Учитывая, что уровень проникновения мобильной связи в стране снизился до 119%, становится понятно - Life забирает абонентскую базу прежде всего у оператора МТС-Украина. Последние тарифные предложения украинского МТС, к слову, удивили наблюдателей: они отвечают не на угрозы традиционного оппонента в лице "Киевстара", а направлены против Life.

Правда, в статистике Life есть определенный подвох: так называемых активных абонентов у компании меньше - 62% от общей абонентской базы. Иными словами, из 9,400 млн. абонентов реально связью пользуются только 5,8 млн. Активными клиентами для Life являются люди, которые воспользовались связью хотя бы раз в три месяца.

Подобная динамика довольно значительна, но как обстоят дела с финансовыми результатами? ARPU компании составляет $5,4 - это наименьший показатель на рынке ("Киевстар" - $7,8, МТС - $6,8, Beeline - $6,1). Но и здесь считается доход только от активных пользователей. Если взять во внимание полную абонентскую базу "Астелита", то ARPU падает до неприличных $3,3.

С доходностью у оператора все весьма печально. За все время существования компания не зафиксировала ни одного прибыльного квартала. В 1 кв. 2008 года чистый убыток при выручке в $90,2 млн. составил $32,4 млн. Годом ранее - $44,9 млн.

Качество связи Life между тем оставляет желать лучшего, причем это касается как голосовых звонков, так и передачи данных. Конечно, по меркам Украины, где связь в целом субъективно менее качественна, чем в Беларуси, оператор не настолько ущербен, однако для многих его абонентов главным стимулом остается не качество связи, а цена.

Итак, что принесло украинскому рынку появление Life и насколько этот проект выгоден для турецких инвесторов?

Life вне всякого сомнения "ускорил" развитие украинского рынка мобильной связи, однако его конкурентное преимущество по-прежнему основывается на чрезвычайно низких тарифах. За счет этого зачастую страдает качество голосового и дата-трафика.

С точки зрения объекта инвестиций "Астелит" пока лежит тяжелым бременем на совладельцах. Показатели работы свидетельствуют о том, что в краткосрочной перспективе нельзя говорить о выходе на самоокупаемость. Правда, надо отметить, что основу для капитальных инвестиций составляли заемные средства, выданные в итоге под гарантии Turkcell, однако более прибыльной компанию это не сделает.

И наконец главный вопрос: будет ли Life так или иначе участвовать в обустройстве будущего оператора БеСТ? В компании "Астелит" корреспонденту Onliner отказались комментировать планы турецкого инвестора, а Turkcell от комментариев уклонился.