Обезвожживание
28.07.2008
У Нацкомиссии регулирования связи отбирают подразделение, без которого ей будет нечего и нечем регулировать.
В эпицентре
Над Национальной комиссией регулирования связи (НКРС) опять сгущаются тучи. Правда, в это раз ветер дует не со стороны Секретариата Президента, желающего контролировать кадровые ротации в этом органе, а со стороны Министерства транспорта и связи, в чьи намерения входит получить полный контроль над всеми телекоммуникационными рынками. Высокопоставленный источник в Минтранссвязи сообщил БИЗНЕСу, что его ведомство готовит нормативные документы, переподчиняющие министерству ГП "Украинский государственный центр радіочастот" ("Укрчастотнадзор"), которое сейчас находится в сфере управления НКРС.
Напомним: еще в марте текущего года БИЗНЕС прогнозировал, что у Минтранссвязи может возникнуть желание забрать себе нескольких подведомственных НКРС структур и предприятий, а вместе с ними и часть регуляторных полномочий Комиссии. Эксперты тогда подчеркивали: поскольку министр транспорта и связи Иосиф Винский не на шутку заинтересовался отраслью связи, такое "наращивание массы" полномочий будет вполне логичным. Но в марте заместитель Иосифа Викентьевича Олег Проживальский на прямой вопрос БИЗНЕСа, планирует ли министерство переподчинить себе "Укрчастотнадзор", ответил: "Мы никаких изменений по этому поводу не инициируем. Если мы заберем себе "Укрчастотнадзор", качество надзорных функций, которые должна осуществлять НКРС, может существенно ухудшиться". Тем не менее 15 июля в телефонной беседе с корреспондентом БИЗНЕСа нынешний председатель НКРС Сергей Колобов сообщил, что слышал о намерениях Минтранссвязи инициировать пересмотр распределения регуляторных функций, предполагающий в том числе переподчинение "Укрчастотнадзора" министерству.
Зачем
Роль "Укрчастотнадзора" в составе НКРС очень важна, потому что именно это предприятие выдает разрешительную документацию для лицензирования радиочастотного ресурса. И если у НКРС отобрать это предприятие, то, по сути, выполнять регуляторную функцию, которой наделяет ее Закон Украины "О телекоммуникациях", Комиссия не сможет. "Функция по выдаче различных лицензий, позволяющих компаниям работать на телекоммуникационном рынке, является предметом регуляторной деятельности, и если "Укрчастотнадзор" отойдет Минтранссвязи, нам придется преодолевать серьезные межведомственные барьеры, которые возникнут между "Укрчастотнадзором", выдающим заключения для лицензирования, и Комиссией, которая непосредственно это лицензирование осуществляет", - моделирует двусмысленность складывающейся ситуации г-н Колобов.
По мнению экспертов, переподчинение "Укрчастотнадзора" Минтранссвязи ознаменует процесс постепенного и последовательного отбора всех регуляторных полномочий у нынешнего регулятора рынка. Надо будет еще только вывести из состава НКРС Государственную инспекцию связи (ГИС), которая осуществляет контроль за соблюдением порядка использования радиочастотного ресурса участниками рынка. В результате у НКРС не останется инструментов для регулирования рынка. По мнению Татьяны Поповой, председателя Интернет-ассоциации Украины (г.Киев; 86 членов; с 2000 г.), если НКРС лишится этих двух структур, может оказаться, что и сама она рынку станет не нужна. У нее будет лишь одна функция - ставить печати и подписи на министерских документах. Или не ставить эти печати и подписи, блокируя тем самым работу всего рынка. Олег Соболев, исполнительный директор Ассоциации Wireless Ukraine (г.Киев; 86 членов; объединяет фигурантов телекоммуникационного рынка; с 2003 г.), справедливо полагает, что могут возникнуть трудности с оформлением разрешительных документов, поскольку совершенно непонятно, как эти две госструктуры смогут взаимодействовать.
Министерство, в свою очередь, из управленческого органа фактически с сугубо представительским статусом, который лишь задает тон развитию телекоммуникационной отрасли и разрабатывает общую концепцию, превратится в контролера-монополиста на всех телекоммуникационных рынках.
С прицелом
Интерес к "Укрчастотнадзору" со стороны Минтранссвязи эксперты поясняют тем, что ведомство очень хочет поучаствовать в процессе построения национальной цифровой телерадиовещательной сети. Для того чтобы стать единоличным куратором проекта, для реализации которого планируется привлечь минимум 3-4 млрд грн. бюджетных средств, Минтранссвязи нужно получить обратно под свое "крыло" Государственный концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения (г.Киев; оператор эфирных сетей телерадиовещания Украины; объединяет около 30 предприятий; с 1972 г.), который сейчас подконтролен Госкомитету по телевидению и радиовещанию. Минтрансовцы уже достигли консенсуса в этом вопросе с правительством и ожидают соответствующего постановления Кабмина. А получив еще и "Укрчастотнадзор", ведомство может без проблем заниматься строительством цифровой сети, выделяя под нее нужные частоты. По мнению Юрия Соловьева, председателя совета Украинской ассоциации операторов связи "ТЕЛАС" (г.Киев; с 1997 г.; 25 членов), если "Укрчастотнадзор" останется у Комиссии, "НКРС может влиять на то, чтобы радиочастоты по большей части выдавали операторам связи, т.е. действовать не всегда объективно". Напомним: под построение национальной цифровой телесети определены частоты в диапазоне 174-230 МГц и 470-862 МГц, но в диапазоне 800 МГц сейчас работают CDMA-операторы. И НКРС, выдавшая лицензии на эти частоты, пытается добиться, чтобы Минтранссвязи окончательно решило, будет оно отбирать этот диапазон под телесеть или оставит его "телефоністам".
Последствия
Эксперты полагают, что переподчинение "Укрчастотнадзора" будет иметь не самые хорошие для рынка последствия. Потому что, во-первых, непонятен механизм реализации этого переподчинения. "Укрчастотнадзор" включен в сферу влияния НКРС Законом Украины "О радиочастотном ресурсе", а значит, переподчинение может осуществляться только путем внесения в него изменений, поясняет Алексей Дидковский, управляющий партнер адвокатского объединения "Юридическая фирма "Астерс" (г.Киев; с 1995 г.; более 125 чел.). Но, по мнению Татьяны Поповой, поскольку законодатели сейчас собрались в отпуск, о реализации такого варианта можно только мечтать. Поэтому эксперты рынка не исключают, что Кабмин таки издаст постановление о "переподключении" "Укрчастотнадзора" к Минтранссвязи. Информацию о том, что готовится соответствующее постановление, подтверждают и посвященные в кулуарные беседы правительства эксперты, отмечая, что именно такой способ разрешения ситуации активно лоббируют минтрансовцы. А это, скорее всего, заставит Президента засомневаться в конституционности данного документа, что, в свою очередь, заблокирует уже работу Минтранссвязи, НКРС и "Укрчастотнадзора" вместе взятых.
Во-вторых, как полагает г-н Колобов, из-за ограничения регуляторных функций НКРС могут возникнуть проблемы на международном уровне: "Украина вступила в ВТО и стремится в Евросоюз, а согласно директивам, посвященным этим процессам, ограничивать полномочия независимого регулятора нельзя. Некоторые страны вообще были серьезно оштрафованы за то, что работа регуляторов на рынке связи и их полномочия не были приведены в соответствие с международными требованиями. При этом их обязали устранить все несоответствия. Нас может постичь та же участь".