АЛЕКСАНДР ДЕМЕНТЬЕВ, РБК DAILY
05.02.2008

Рынок сотовой связи стран бывшего СССР без учета России в 2007 году вырос на 30%, до 9,8 млрд долл., подсчитали в MForum Analytics. Быстрее всего рынок рос в странах Средней Азии и на Кавказе. В ближайшие годы рост рынка замедлится, однако операторы продолжают рассматривать СНГ как приоритетный регион для экспансии.

Выручка от услуг сотовой связи в республиках бывшего СССР без учета России в 2007 году выросла на 30% по сравнению с результатом за аналогичный период прошлого года, до 9,8 млрд долл. Выручка сотовых операторов на рынках стран Средней Азии (Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении) выросла на 61%, а в странах Балтии - всего на 10%.

В ближайшие годы темпы роста будут постепенно замедляться, прогнозируют MForum Analytics. В 2008 году рынок вырастет на 19%, до 11,7 млрд долл. В 2011 году объем рынка составит 15 млрд долл. "Белоруссия уже не демонстрирует сильного роста, а Балтия уже давно стоит на месте. В ближайшие годы рынок будет расти в основном за счет Средней Азии и Кавказа", - считает аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев. Украинский сотовый рынок уже насыщен: по данным AC&M Consulting, проникновение в 2007 году составило 119,7%. Однако в этой стране потенциал роста доходов остается высоким, уверены в MForum Analytics. "На местном рынке операторы демпингуют. Ситуация в итоге должна стабилизироваться, откроется потенциал для роста выручки", - пояснил г-н Деев.

Для "большой тройки" СНГ пока остается главным регионом с точки зрения географической экспансии. Однако активы в СНГ уже практически раскуплены. "Почти все местные операторы принадлежат профильным игрокам, которые потребуют за свои активы крупные суммы. Ранее компании "большой тройки" выходили в СНГ, покупая либо стартап, либо государственный актив. Сейчас такой лазейки в СНГ больше нет", - сообщил Дмитрий Деев. Компании "большой тройки" могут заинтересоваться одним из азербайджанских операторов - Azercell или Bakcell. На рынке этой страны Россия пока не присутствует.

"СНГ для нас приоритетный рынок, и мы намерены расти здесь как органически, так и путем приобретений. Вместе с тем МТС с интересом смотрит на все быстро растущие рынки с низким уровнем проникновения сотовой связи", - сообщила пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. В МТС прогнозируют, что в период 2006-2012 годов рынки присутствия МТС в СНГ (Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Туркмения, Узбекистан) вырастут на 137%, при этом средневзвешенный годовой рост составит 16%.

"Рынки СНГ обладают колоссальным потенциалом для роста бизнеса, однако в каждой стране своя специфика. На Украине есть возможности для роста трафика в расчете на абонента, и ожидается прекращение ценовых войн. В Средней Азии и на Кавказе можно зарабатывать на новых подключениях", - сообщил специалист по связям с общественностью "ВымпелКома" Артем Минаев. В "МегаФоне" к СНГ относятся более настороженно. "Мы присматриваемся к местным активам, однако наши акционеры считают, что рынок там перегрет. Мы готовы совершать покупки в СНГ, но по разумной цене", - сообщила пресс-секретарь "МегаФона" Марина Белашева.

"Операторы правильно считают СНГ приоритетным рынком. Чтобы двигаться в другие страны, требуются иные порядки инвестиций. А рынки СНГ становятся для операторов генераторами выручки, трамплинами для освоения других зарубежных рынков", - считает аналитик "Уралсиба" Константин Чернышев.

"Экономики стран СНГ растут очень быстро, а стоимость выходов на местные рынки ниже, чем в другие регионы. Поэтому операторы по-прежнему будут активно работать на этих рынках", - сообщил аналитик UBS Станислав Юдин.