Продажи российских ИТ-решений выросли на треть

На фото (слева направо): президент РУССОФТ Валентин Макаров и первый заместитель генерального директора Т1 Дмитрий Харитонов
Об этом 25 марта сообщил президент НП "РУССОФТ" Валентин Макаров на пресс-конференции "Российский рынок vs Зарубежный рынок. Где больше точек роста для ИТ-бизнеса?".
На вопрос корреспондента ComNews, подтвердился ли октябрьский прогноз РУССОФТ по объему экспорта российского ПО в 2024 г. на уровне $5,9 млрд (или около 547 млрд руб.), Валентин Макаров ответил, что ассоциация оценивает объем экспорта в $5 млрд в 2024 г. (или в 500 млрд руб. по курсу конца 2024 г.).
"Экспорт снижался на 20% в год. И в результате только в 2024 г., впервые за три года, мы получим объем экспорта, превышающий предыдущий год не очень намного - на 6,6%. Но все равно мы научились работать с дружественными странами и начинаем компенсировать потери в странах недружественных", - сообщил Валентин Макаров.
https://www.comnews.ru/content/235660/2024-10-11/2024-w41/1008/oborot-s…
"У нас появилось окно возможностей, когда весь мир неожиданно для себя понял, что, помимо Ирана и Китая, есть такая страна Россия, в которой есть технологический суверенитет. Несмотря на кибератаки, которые увеличились, по-моему, в четыре раза, несмотря на уход вендоров, которые управляли сложнейшими системами, критической инфраструктурой, ИТ-система России работает, она независима, она защищена. Это создает окно возможностей. Другие страны к нам приходят и говорят, что мы тоже хотим, чтобы вы транслировали нам суверенитет, мы тоже хотим быть суверенными", - сказал глава РУССОФТ.
По мнению Валентина Макарова, российским разработчикам необходима господдержка в продвижении на глобальные рынки, но ее пока недостаточно: в частности, экспорт компьютерных услуг и ПО не является приоритетом даже у Российского экспортного центра.
"У Российского экспортного центра есть институты поддержки экспорта, но ни один из них не может использовать финансовые инструменты, потому что компьютерные услуги не являются приоритетом, а только товары. Такой парадокс. Мы не можем пользоваться ни кредитами, ни страхованием, но можем поехать пару раз в год на какую-то выставку. Московский экспортный центр, который финансирует около 20 поездок в год, но этого мало для России. Какой другой город будет готов заплатить за выезды 40 человек 20 раз в год? Никакой", - отметил Валентин Макаров.
Он добавил, что Россия представляет собой 1% мирового ИТ-рынка, и российским ИТ-компаниям нужно идти на глобальный рынок с идеей технологического суверенитета, но системной поддержки этого нет.
Первый заместитель генерального директора ООО "Т1" (ИТ-холдинг Т1) Дмитрий Харитонов сообщил, что таким странам, как Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, интересен опыт построения сложных архитектур нового поколения - они воспользовались бы услугами, в том числе консалтинга.
Дмитрий Харитонов рассказал, что Т1 запустил для Uzcard (платежного оператора в Узбекистане) унифицированную интеграционную платформу, а в Белоруссии оказалось востребованным CRM-решение, причем без существенных доработок.
Однако, по его мнению, продукты, созданные в период импортозамещения, не будут доступны для внедрения за рубежом в широком плане.
"Мы упираемся в регуляторику. Невозможно взять автоматизированную банковскую систему и поставить ее на другой рынок. Там другие требования по отчетности, другой ландшафт. Требуется большой вклад компании, чтобы адаптировать программные продукты под новые рынки. Здесь могло бы помочь государство. Адресная помощь на экспортные контракты будет к месту, чтобы адаптировать и локализовать продукт", - заявил Дмитрий Харитонов.
Исполнительный директор ООО "АйСиЭл Сервисез" (ICL Services) Ильдар Хуснутдинов сообщил, что ICL Services изначально работала как аутсорсинговая компания на зарубежных рынках и после 2022 г. продолжила работать на рынке MENA и Балканах. По его словам, чтобы продавать российские ИТ-решения в этих регионах, важно иметь там представителя, локализировать продукт и его поддержку на английском языке, быть готовым инвестировать время и деньги, предоставлять высокое качество сервисов, иметь конкурентоспособный ценник.
Основатель и генеральный директор ООО "Анлимитед Продакшен" (суперапп для бизнеса eXpress) Андрей Врацкий отметил, что многие страны заинтересованы в обеспечении технологического суверенитета, они начинают заботиться о том, чтобы данные их граждан находились внутри границ. Отсюда, по его словам, есть тренд ухода от облачных сервисов и переход на on-premise-решения, которые могут предоставить и российские компании тоже.
https://www.comnews.ru/content/238447/2025-03-25/2025-w13/1008/marshrut…
