27.02.2025

Современные автопроизводители активно фокусируются на инновационных технологиях, направленных на улучшение экологии, безопасности и комфорта водителей. Одним из наиболее перспективных направлений является создание автомобилей с автономным вождением, которые способны самостоятельно принимать решения в различных дорожных ситуациях. Это открывает новые возможности для снижения числа ДТП и повышения удобства вождения. Тем не менее, массовое внедрение таких автомобилей в России, по мнению специалистов, не произойдет раньше 2030 года, хотя уже сейчас на вторичном рынке можно найти модели с автопилотом.

Автопилот представляет собой систему, которая снимает нагрузку с водителя, используя лидары, радары, камеры и датчики для сбора информации о дороге, других транспортных средствах и пешеходах. Эти данные анализируются компьютером, который в зависимости от ситуации активирует нужные системы для безопасного движения. Уровень автономности таких систем может варьироваться, и в зависимости от этого водитель может принимать большее или меньшее участие в управлении автомобилем.

Перевод автомобилей на полностью автономное вождение сталкивается с несколькими серьезными вызовами. В первую очередь, это отсутствие единой законодательной базы, регулирующей использование таких автомобилей на дорогах. В 2024 году в России было зарегистрировано более 5,7 млн автомобилей, однако лишь около 1% из них оснащены элементами автономного вождения. Помимо правовых аспектов, существуют также технологические ограничения. К ним относятся точность датчиков, возможность взаимодействия с другими участниками движения и адаптация автомобилей к постоянно меняющимся дорожным условиям. На данный момент только 10% автомобилей с автопилотом могут работать на уровне третьего и выше уровня автономности.

В 2025 году автомобили с автопилотом будут делиться на пять уровней автономности. Нулевой уровень предполагает полное управление водителем, первый уровень — помощь при торможении и разгоне, второй уровень — запуск двигателя и экстренное торможение. Третий уровень позволит автомобилю регулировать режим езды, однако водитель должен будет следить за ситуацией. Четвертый уровень предусматривает возможность предотвращения столкновений, но водитель должен быть готов вмешаться. Пятый уровень — это полный автопилот, при котором водитель не требуется для управления, однако такие автомобили пока не производятся в массовых масштабах.

На данный момент, более 30% автопроизводителей уже инвестируют в разработки технологий автономного вождения. Тем не менее, полное внедрение таких автомобилей не ожидается до 2030 года. Согласно прогнозам экспертов агрегатора по поиску автомобилей Likvi.com, к этому времени количество автономных автомобилей на дорогах мира может составить около 15 миллионов, что свидетельствует о значительных усилиях и росте интереса к этому направлению в автомобильной промышленности.

Более детально эксперты агрегатора описали проблематику в статье. В результате исследования им удалось выявить, что автомобили с автопилотом уже сегодня становятся доступными на вторичном рынке, например, бренд Tesla. "При этом важно помнить, что технология все еще в процессе развития. Покупатели таких моделей должны учитывать не только цену, но и уровень автономности автомобиля, а также готовность инвестировать в поддержку и обслуживание таких сложных систем" — отмечают эксперты агрегатора.