Юлия
Стрелец

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
24.02.2025

Один из самых показательных индикаторов, что ИТ-компания успешна, - это объем рынка, который она занимает. Если в банкинге, ретейле и промышленности существуют ограничения для масштабирования, то в ИТ-секторе они преимущественно отсутствуют. Правительство РФ стимулирует российские компании экспортировать решения на рынки дружественных стран. Однако компаний, которые сделали это за последние несколько лет, по-прежнему немного.

Последние геополитические сдвиги дали российскому ИТ-сообществу почву для дискуссии - не вернутся ли в скором времени западные вендоры на российский рынок? Вероятность этого сценария не равна нулю, а значит, вопрос о том, смогут ли отечественные вендоры конкурировать с западными на домашнем рынке и в перспективе на международном, остается открытым.

Не дожидаясь возвращения западных игроков, российские компании могли бы доказать конкурентоспособность, придя на их поляну - за пределы РФ. Этой логики придерживается и правительство, добавляя требование по экспорту решений как обязательное для получения государственного гранта, например.

https://www.comnews.ru/content/232773/2024-04-19/2024-w16/1008/pretenduyuschie-granty-it-proekty-dolzhny-obladat-eksportnym-potencialom

Более того, правительство создало институт цифровых атташе на базе торговых представительств России в дружественных странах. Задача атташе - помочь российским компаниям изучить особенности рынка, предоставить данные об актуальных выставках, организовать встречи с потенциальными партнерами и заказчиками.

Общие рекомендации цифровых атташе и торговых представителей заключаются в следующем: приезжать и налаживать контакты с партнерами лично, быть готовыми к инвестициям в локализацию и поиск партнеров, а также не бояться отречься от российского бренда.

https://www.comnews.ru/content/237772/2025-02-14/2025-w07/1007/tureckiy-rynok-primet-rossiyskie-it-resheniya-lish-tureckoy-etiketkoy

Существует несколько сценариев для масштабирования: White label - продажа российских технологий под местным брендом. Второй вариант - резидентство в специальной экономической зоне с налоговыми льготами для ИТ-компаний. Третий - создание совместного предприятия с местным партнером, локализация производства или открытие офисов поддержки. Четвертый - поиск местного партнера, вендора и организация прямых продаж через него - это самый популярный и относительно легкий в плане реализации, но не в плане сроков способ.

Как отмечают торговые представители, цифровые атташе и представители ассоциаций, одним из факторов успеха работы на зарубежном рынке является эффективная коммуникация с партнерами. Кроме того, российские ИТ-компании должны ориентироваться на долгосрочную перспективу, поскольку быстрый успех зачастую невозможен.

Однако, как показывает практика, существует не так много российских ИТ-компаний, кто успешно вышел на зарубежные рынки. Даже, например, в Турции работает всего несколько, и то крупных компаний: "1С", "Лаборатория Касперского", Zecurion и "Яндекс", который сначала уходил, а затем вернулся. Что уж говорить о странах, которые ранее не считались популярными для масштабирования, - там присутствие российских ИТ-компаний минимальное.

https://www.comnews.ru/content/237462/2025-01-30/2025-w05/1013/rossiyskiy-it-rynok-2025-godu-pristegnite-remni

Геополитическая обстановка явно не способствовала тому, чтобы российских вендоров ждали за рубежом с широко распахнутыми объятиями. Но экспорту решений мешает и масса других факторов, характерных для внутреннего рынка: это высокая ключевая ставка и подорожание кредитов, потребность обеспечить совместимость решения с другими программными продуктами и операционными системами - причем потребность вызвана порой не рынком, а требованием регулятора.

Исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Ренат Лашин в конце января 2025 г. рассказал ComNews, какие требования появятся для ИТ-решений, которые стремятся попасть в реестр отечественного ПО. Находиться в этом реестре для вендоров важно, чтобы иметь возможность участвовать в конкурсах по поставке решений для госсектора и корпораций.

Ренат Лашин отметил, что скоро вступят в силу изменения в постановления правительства №325 и №1236, которые установят требования совместимости ПО с двумя операционными системами общего назначения и различными классами ПО.

Так, для средств виртуализации и офисного ПО планируется установить срок совместимости с 1 июня 2025 года; для программ обслуживания, средств обеспечения облачных и распределительных вычислений, средств хранения данных, серверного и связующего ПО, СУБД, средств мониторинга и управления, систем контейнеризации и контейнеров, средств обеспечения информационной безопасности, средств разработки ПО, лингвистического ПО, средств анализа данных - с 1 января 2026 года; для прикладного и отраслевого прикладного ПО, средств обработки и визуализации массивов данных - с 1 июня 2026 года; для промышленного ПО, средств управления процессами организации - с 1 января 2027 года.

Однако требование совместимости с двумя российскими ОС актуально лишь для работы на российском рынке, в то время как при масштабировании на рынки других стран технологический стек должен быть обеспечен с теми ОС и программными продуктами, которые используются там.

Получается, компаниям нужно буквально поделить стратегию надвое, чтобы быть конкурентоспособными и в России, и за рубежом. Ресурсы на реализацию такого плана есть, очевидно, только у крупных игроков.

Смогут ли российские ИТ-решения конкурировать с западными на российском и международном рынках? Да. Но только самые качественные продукты - им не будет страшно составить конкуренцию западным игрокам, которые могут вернуться на российский рынок. Более того, им станет интересно работать на зарубежных рынках и занимать там нишу среди других мировых решений. Лучшее, что может сделать государство для этого, - не мешать и создать прогнозируемые стабильные условия: в кредитной политике, в политике по материальной поддержке и в нормативном плане, чтобы у российских вендоров не возникало внезапных обязательств обеспечивать технологический стек с очередными новыми ОС, например.

Имея стабильность внутри, даже с наличием сильных конкурентов, у компаний появится возможность планировать на долгосрочную перспективу. И именно к такой готовности, умению работать на будущее, призывают представители российских торгпредств за рубежом.