Как провели 2024 г. MVNO
В 2024 г. продолжили укрепляться позиции банковских MVNO, тем не менее операторский блок все еще крупнейший. Это ComNews подтвердил генеральный директор исследовательского агентства "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов.
Новые банковские MVNO: ПСБ объединился с "Росатомом"
В 2024 г. два крупных банка объявили о создании MVNO: АО "Альфа-Банк" и ПАО "Промсвязьбанк" (ПСБ). Заместитель генерального директора по коммерческой деятельности Т2 Ирина Лебедева сообщала в октябре, что ООО "Т2 Мобайл" (Т2), помимо создания виртуального оператора совместно с ПСБ, готовится к запуску трех проектов в банковском сегменте.
ПСБ объявил о том, что запустит MVNO к концу 2024 г. под брендом "Мой оператор", в июне 2024 г. Соглашение о сотрудничестве генеральный директор T2 Антон Годовиков и вице-президент, директор департамента развития небанковских сервисов "Промсвязьбанк" Алексей Назаров подписали на XXVII Петербургском международном экономическом форуме.
В июле 2024 г. стало известно, что АО "Гринатом" ("дочка" госкорпорации "Росатом") стало 50% владельцем ООО "Мой оператор". Ранее "Росатом" планировал запустить виртуального оператора, но в 2022 г. перенес запуск на 2024 г. Также 50% ООО "Мой оператор" принадлежит ООО "Фонд небанковских технологий" (владельцем 100% долей в нем выступает ООО "ПСБ инновации и инвестиции"). Генеральным директором с 20 августа 2024 г. значится Владислав Соколов.
Юрлицо ООО "Мой оператор" банк зарегистрировал в сентябре 2022 г. А 5 октября 2022 г. компания "Мой оператор" получила в Роскомнадзоре лицензию на услуги подвижной радиотелефонной связи (№ Л030-00114-77/00620101).
ПСБ не ответил на запрос ComNews.
"Альфа-Банк" планирует запуск мобильного оператора "Альфа-Мобайл" в I квартале 2025 г. "В ближайшее время завершится подготовка инфраструктуры для предоставления услуг мобильной связи сразу в нескольких субъектах", - рассказал ComNews генеральный директор ООО "Альфа-Мобайл" Андрей Литвинов. В следующем году "Альфа-Мобайл" сосредоточится на развитии продукта, улучшении клиентского опыта и расширении присутствия на рынке. "Альфа-Мобайл" развернется на сетях ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн").
Телеком-аналитик и ведущий телеграм-канала @abloud62 Алексей Бойко утверждает, что в 2025 г. будут и другие анонсы о запуске банковских MVNO. "MVNO дает банкам дополнительные контакты с клиентами, повышение возможности их удержания и лояльности, сбора большего объема данных о клиентах, экономию на SMS-уведомлениях. Даже если не брать в расчет получение некоторого дохода, перечисленное весьма интересно для банков", - объяснил Алексей Бойко.
Банковские MVNO конкурируют с "большой четверкой" за клиентов
По итогу 2023 г. совокупная выручка четырех российских банковских виртуальных сотовых операторов превысила 15,3 млрд руб. (против 8,7 млрд руб. в 2022 г.), основной вклад внес ООО "Тинькофф Мобайл" (ныне бренд "Т-Мобайл", бывший "Тинькофф Мобайл"). Если выделить четверку банковских MVNO в отдельный сегмент, то доли рынка по выручке в 2023 г. среди ее участников распределились примерно так: ООО "Тинькофф Мобайл" - 73,15% рынка, ООО "Сбербанк-Телеком" (бренд "СберМобайл") - 20,9%, ООО "Новые мобильные коммуникации" (бренд "Газпромбанк Мобайл") - 3,75% и ООО "ВТБ Мобайл" - 2,2%.
"Т-Мобайл" (работает на сетях Т2 и МТС) в 2024 г. остался крупнейшим банковским MVNO. В июне 2024 г. гендиректор "Т-Мобайла" Виталий Бриедис раскрыл абонентскую базу: она составила 6 млн клиентов. Представитель "Т-Мобайл" рассказал ComNews, что база в 2024 г. выросла на 35%. "Мы продолжаем показывать отличный рост год к году. Запустили новые регионы. Но ключевое достижение - кратное увеличение показателей бизнеса за счет более умного сегментного привлечения, работы с монетизацией базы и общим повышением эффективности бизнеса и качества услуг", - рассказал представитель "Т-Мобайл".
В 2025 г. "Т-Мобайл" планирует "продолжать расти быстрее рынка", запускать новые технологические сервисы вокруг телекома, в том числе с использованием LLM-технологий, применять большую персонализацию в тарифообразовании и развивать новые экосистемные механики. Также по-прежнему актуальна задача по защите клиентов от спама, мошенничества и нежелательных звонков.
Представитель пресс-службы "СберМобайл" (работает на сетях Т2, "МегаФон" и "Миранда") рассказал ComNews, что на данный момент доступен в 83 регионах. "Мы выросли за последний год. Кратно увеличилось количество пользователей, а также вырос ARPU. В первую очередь, это связано с выходом в новые регионы", - рассказал представитель пресс-службы "СберМобайл". Также он отметил, что важными драйверами роста стали рост количества сотрудников и запуск трех рекламных федеральных кампаний.
Активная абонентская база "Газпромбанк Мобайл" (работает на сетях Т2) растет: оператор подключил более 1,1 млн клиентов, показатель ARPU вырос год к году почти в 1,5 раза, поделилась с ComNews генеральный директор "ГПБ Мобайл" Анастасия Спешилова.
"Нам удалось хорошо поработать с маржинальностью продуктов, - сказала Анастасия Спешилова. - Основными драйверами роста стали дополнительные сервисы и услуги, а также конвергентные продукты с банком. Также нам удалось на 20 п.п. повысить операционную эффективность бизнеса в целом".
2025 г. - третий год в рамках трехлетней стратегии развития, согласно которой "ГПБ Мобайл" поставил цель выйти на самостоятельное финансирование. Гендиректор сказала, что оператор реализует ее в 2025 г.
Также "ГПБ Мобайл" второй год подряд стал виртуальным оператором года с лучшими конвергентными продуктами и получил премию "ComNews Awards. Лучшие решения для цифровой экономики". "Мы продолжим и дальше создавать новые конвергентные продукты в соответствии с ключевыми трендами нашего банка", - пообещала Анастасия Спешилова.
https://www.comnews.ru/content/236733/2024-12-09/2024-w50/1007/comnews-nagradil-otlichivshikhsya
В апреле 2024 г. стало известно, что "ВТБ Мобайл" (работает на сетях Т2) возглавил Алексей Чернецов, который ранее был директором проектного офиса MVNO "Ростелекома".
2024 г. для "ВТБ Мобайла", по словам гендиректора, стал годом перезапуска и переупаковки. "Активная база конвергентных с банком продуктов составляет 16%. К концу 2025 г. мы планируем увеличить ее до 80% за счет запуска новых предложений. Мы четко осознаем, что синергия банка и оператора повышает лояльность клиентов, сохраняя срок их жизни в экосистеме ВТБ", - рассказал Алексей Чернецов. Именно на создании конвергентного банковского продукта максимально сосредоточен "ВТБ Мобайл". Благодаря им клиенты могут получить комплексные цифровые и технологические решения, а также выгоду: скидки, повышенный кешбэк, бесплатные страховые полисы и другое.
Также к декабрю 2024 г. "ВТБ Мобайл" прирос в 1,5 раза по количеству регионов. На текущий момент в 32 субъектах можно приобрести SIM и eSIM-карты оператора в отделениях ВТБ. Во всех остальных регионах связь доступна через партнеров. В 2025 г. оператор будет расширять территории присутствия.
"В 2025 г. можно ожидать опережающего роста банковских проектов, в частности "СберМобайл" обладает большим потенциалом", - сказал генеральный директор "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов о ситуации в сегменте банковских MVNO.
Банковские виртуальные операторы в 2023 г. росли быстрее всего рынка мобильной связи. В 2023 г. доходы банковских MVNO от мобильной связи увеличились на 70%. Об этом в октябре 2024 г. заявлял Константин Анкилов. При этом в целом российский сегмент MVNO в 2023 г. вырос на 23% (его объем составил 69 млрд руб.), а весь рынок мобильной связи с традиционными операторами вырос на 7%.
Как говорят телеком-аналитики и сами банки, они создают MVNO для удержания клиентов банка в экосистемах. "С ростом тренда на экосистемы в России усиливается тренд на развитие MVNO. Для банковских экосистем это возможность создать пакетный оффер клиентам. Поэтому MVNO не конкурируют с телеком-игроками: основной аудиторией для них являются текущие клиенты экосистем", - объяснил представитель пресс-службы "СберМобайла".
Другие представители банковских MVNO подтверждают, что конкурируют с "традиционными" операторами только за клиентов своих банков. "Конкуренция ощущается, особенно при желании клиента перейти к нам со своим номером. Однако мы, в первую очередь, концентрируемся на привлечении клиентов банка, не создавая конкуренции для больших игроков на внешнем рынке", - рассказала генеральный директор "ГПБ Мобайл" Анастасия Спешилова. Для клиентов банка такие MVNO часто предлагают различные выгоды.
"Конкуренция имеет место. С каждым годом доля абонентов MVNO все более весома. Традиционные операторы теряют часть абонентов, частично это компенсируется для тех операторов, на чьей инфраструктуре обслуживаются крупные MVNO", - считает телеком-аналитик Алексей Бойко.
Небанковские MVNO по-прежнему самые крупные
Крупнейшими MVNO по-прежнему остаются небанковские. Самый крупный - ООО "Скартел" Yota (полностью принадлежит ПАО "МегаФон"). "Несмотря на высокую динамику "Т-Мобайл", лидерство Yota по-прежнему сохраняется", - подтвердил Константин Анкилов.
Также крупнейшими виртуальными операторами являются "Ростелеком" и МГТС. Yota, ПАО "Ростелеком" и ПАО МГТС не ответили на запрос ComNews.
ООО "МСН Телеком" (оператор MCN Telecom работает на сетях "Т2") на текущий момент присутствует в 45 крупных регионах страны, а фиксированная сеть с выделенной нумерацией Минцифры охватывает более 65 субъектов. В этих регионах сосредоточен малый и средний бизнес - ключевая целевая аудитория MCN Telecom.
"Заметна позитивная тенденция, наметившаяся в 2023 г., к более активному пользованию мобильными сервисами как абонентами B2B, так и B2C нашего оператора, - поделился представитель пресс-службы MCN Telecom. - ARPU B2C клиентов остается на том же уровне, потому что мы не повышали цены на услуги для физических лиц продолжительное время. Планируем это сделать в 2025 г. как для частных, так и для корпоративных клиентов. При этом ARPU B2B клиентов в аналогичной ситуации фиксированных цен увеличивается за счет дополнительных услуг телеком-платформы CPaaS".
Представитель пресс-службы MCN Telecom считает, что MVNO не столько конкурируют с традиционными операторами, сколько сосуществуют с ними, так как ориентируются на другую аудиторию. По его словам, основной фокус MVNO направлен на специфические категории пользователей, такие как "мигранты, фанаты популярных артистов, корпоративные клиенты и абоненты с особыми запросами", что позволяет виртуальным операторам занять рыночную нишу без значительного пересечения с интересами традиционных операторов.
Т2 перезапустил "фабрику MVNO", другие операторы работают с MVNO менее активно
Все операторы "большой четверки" работают с MVNO. Самым значительным игроком в этом сегменте остается Т2, у которого запущена "фабрика MVNO T2". T2 обслуживает на сети 54% абонентов рынка виртуальных операторов - это 30 компаний-партнеров. При этом 65% клиентов MVNO приходится на банковский сегмент.
В 2024 г. T2 перезапустила MVNO-фабрику в новом формате, акцентируясь на light MVNO. "Это позволяет значительно снизить порог вхождения для новых партнеров. Обновленный формат взаимодействия поможет локальным партнерам пользоваться уникальными продуктовыми решениями T2: несгораемыми остатками, обменами, возможностью делиться гигабайтами. Тем самым компании смогут создавать дополнительную продуктовую ценность, расширяя разнообразие предоставляемых сервисов за счет MVNO", - рассказал представитель пресс-службы Т2.
В 2025 г. T2 намерены продолжать развивать MVNO-фабрику, интегрировать новые цифровые сервисы и укреплять сотрудничество с партнерами для создания высококонкурентных предложений на рынке.
Другие операторы "большой четверки" также договаривались о запуске MVNO в 2024 г. К примеру, ПАО "ВымпелКом" стал партнером "Альфа-Банка", и на его сетях будет запущен оператор "Альфа-Мобайл". ПАО "МегаФон" стал партнером "СберМобайла".
ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ПАО "МегаФон" и ПАО "ВымпелКом" не предоставили комментариев.
Какие тренды будут актуальны для MVNO в 2025 г.
Многие опрошенные ComNews представители MVNO отметили, что в 2024 г. в телекоме активно развивался искусственный интеллект (ИИ). Этот тренд будет актуален и в будущем. "Что касается трендов в телекоме в 2025 г. и в перспективе ближайших лет, можно выделить внедрение ИИ и языковых моделей. Их будут использовать для роста эффективности и улучшения клиентского сервиса. ИИ для телеком-отрасли - один из важнейших драйверов роста", - сказал представитель пресс-службы "СберМобайл".
Как объяснил телеком-аналитик Алексей Бойко, MVNO и MNO действительно будут все более активно использовать ИИ. С помощью него можно бороться со спамом и телефонным мошенничеством, персонализировать услуги.
"Защита от мошенничества продолжит быть важным трендом в 2025 г. с развитием новых сервисов и продуктов на базе искусственного интеллекта", - сказала генеральный директор "ГПБ Мобайл" Анастасия Спешилова.
Анастасия Спешилова рассказала, что в 2024 г. "ГПБ Мобайл" предотвратил потери клиентов на сумму около 90 млн руб. благодаря запуску многоступенчатой системы защиты абонентов от мошенников "Цифровой иммунитет". Помимо сервисов антиспама и верификации вызовов, "ГПБ Мобайл" добавил антифрод-модуль. Генеральный директор "ВТБ Мобайл" Алексей Чернецов рассказал, что за последний год оператор заблокировал более 400 тыс. мошеннических вызовов.
Также виртуальные операторы в 2024 г. выходили в Крым. Например, в 2024 г. в Крыму начал работать "СберМобайл", также заявлял о намерениях "Т-Мобайл". Виртуальные операторы отменяют наценку за пользование услугами связи в Крыму и Севастополе: это уже сделали "ВТБ Мобайл" (об этом ComNews сообщил генеральный директор Алексей Чернецов), "СберМобайл", "Ростелеком". Yota отменит наценку в феврале 2025 г.
Также операторы напомнили, что с 1 сентября 2024 г. упростились правила переноса номера. Теперь абоненты могут сменить сотового оператора с сохранением номера через интернет, используя электронную подпись. Заявление можно подать через "Госуслуги". Замгендиректора НИИ Радио Владимир Рисман в октябре заявлял СМИ, что с тех пор выросло количество желающих сменить оператора. Кроме того, по его словам, вскоре будет запущена система арбитража, и при переносе номеров сверять сведения об абонентах будет оператор базы данных переноса номера от оператора к оператору (НИИ Радио), так как были случаи, когда операторы отказывали в переносе номера по формальным причинам, чтобы удержать абонента.
Генеральный директор "ВТБ Мобайл" Алексей Чернецов считает, что одной из точек роста для операторов является технология MNP - возможность перехода от другого оператора с сохранением номера.
Алексей Чернецов отметил тенденцию, что перешедшие в "ВТБ Мобайл" от других операторов абоненты подключают второй дополнительный номер. Он нужен, например, для получения сообщений от банков, регистрации на маркетплейсах, "Госуслугах" и других сервисах. "Благодаря технологии eSIM для заведения второго номера даже не требуется наличие двухсимочного смартфона. Среди абонентов "ВТБ Мобайл" 2% пользуются eSIM вместо пластика, и мы уверены, что эта цифра в 2025 г. будет расти высокими темпами", - заявил Алексей Чернецов.
"Переходы в рамках MNP - один из существенных каналов пополнения абонентских баз операторов MVNO. Учитывая, что число абонентов "T-Мобайл" измеряется миллионами, можно говорить о массовости этого явления", - рассказал телеком-аналитик Алексей Бойко. Однако гендир "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов считает, что массового перераспределения абонентской базы в 2025 г. не будет.