© ComNews
12.12.2024

Специалисты Рексофт Консалтинг изучили российские и зарубежные кейсы цифровой трансформации (ЦТ), провели углубленные интервью с экспертами и выяснили, с чем связаны успехи и неудачи ЦТ, а также ответили на вопрос, почему одни и те же инструменты в одних случаях работают, а в других – не приносят ожидаемого результата.

Команда исследователей выделила 12 факторов и оценила их влияние на успех ЦТ:

1. Заинтересованность руководства компании в результатах ЦТ, готовность проводить бизнес-трансформацию наряду с цифровой
2. Корпоративная культура, открытая к инновациям
3. Возможность актуализировать бизнес-стратегию компании в короткие сроки (для оперативной интеграции в стратегию новых инициатив по ЦТ)
4. Отлаженный и адаптированный процесс управления данными
5. Обеспеченность ИТ-кадрами
6. Плоская организационная структура для всех активов
7. Интеграция решений в ИТ-ландшафт
8. Приживаемость изменений к КПЭ, ориентированные на достижение эффектов от цифровизации
9. Выделенный офис цифровой трансформации
10. Многопрофильные / межфункциональные команды, работающие по Agile, внедряющие цифровые инициативы
11. Трансформация ИТ-функции компании
12. Построение экосистемы и партнерств

Все факторы, кроме первого, не являются блокирующими. Другие препятствия на пути ЦТ, такие как, например, консервативная корпоративная культура или отсутствие механизма управления изменениями, преодолимы, хотя и требуют определенных усилий и времени для их устранения. В исследовании подробно рассматривается, как необходимо работать с каждым из вышеперечисленных факторов, чтобы он способствовал успешной ЦТ.

Анализ кейсов цифровой трансформации показал, что ее итоги можно разделить на четыре основные категории:

1. Цифровизация без результата — когда ЦТ оказалась полностью неудачной и результат либо отсутствовал, либо оказался отрицательным с экономической точки зрения.

2. Цифровизация без изменения операционной модели, или "цифровая нетрансформация" — в этом случае цифровые технологии применялись для автоматизации существующих бизнес-процессов, но сами процессы не изменились и продолжили функционировать в прежней парадигме.

3. Ограниченная трансформация — цифровые технологии изменили подход к решению бизнес-задач, изменились как бизнес-процессы, так и организационная структура, но не были поставлены новые стратегические бизнес-задачи, что ограничивало трансформацию.

Цифровая трансформация бизнес-модели — новые цифровые технологии позволили оптимизировать операционную модель и создать новые предложения, выйти на новые рынки и увеличить прибыль.

Таким образом, у половины из исследуемых организаций ЦТ была успешной или ограниченно успешной. Остальные 50% либо не смогли провести ЦТ, либо свели ее к автоматизации бизнес-процессов без изменения операционной модели, не реализовав в полной мере потенциал новых технологических решений.

"Успех или неудача цифровой трансформации в первую очередь зависит от желания и готовности топ-менеджмента реально менять ситуацию и меняться самим. К сожалению, за громкими заявлениями о достижениях часто скрываются лишь изменения в отдельных бизнес-процессах, без пересмотра всей операционной модели. Это приводит к тому, что мы имеем цифру без реальной трансформации бизнеса", — отметил Сергей Сурков, руководитель отдела исследований Рексофт Консалтинг.

Новости из связанных рубрик