В России ищут подход к регулированию цифровых платформ
Правительство занялось регулированием цифровых платформ. Первым шагом в этом направлении должен стать законопроект о платформенной экономике, разработанный Минэкономразвития. Эксперты отмечают слишком широкое поле регулирования, в рамках которого будет сложно выработать некие общие подходы. Гораздо более перспективным на этом фоне выглядит расширение электронного обмена данными между платформами и регуляторами.
По словам директора департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никиты Кузнецова, необходимо сформулировать ответственность маркетплейса за то, что продается через платформу, "точно так же, как магазин отвечает за товары на полке вне зависимости от того, продает он выкупленные товары или товары, взятые на реализацию. Кроме того, платформа должна обеспечивать соблюдение обязательных требований к товару и товародвижению", - сказал Кузнецов.
Еще одна важная задача - введение обязанности маркетплейса контролировать продавцов. По словам чиновника, есть множество примеров, когда продавцы со статусом самозанятых продают промышленные товары. Кроме того, к платформенной занятости нельзя применять необоснованные налоговые льготы. "Привлекая самозанятых, платформы снимают с себя до 40% налоговой нагрузки", - сообщил Кузнецов, выступая на круглом столе "Будущее цифровых платформ и экосистем: поиск разумного баланса регулирования", организованным Ассоциацией цифровых платформ.
Налоговое взаимодействие находится сегодня под пристальным вниманием налоговой службы. Как рассказали "РГ" в ФНС, в преддверии запуска с начала 2025 года эксперимента по информационному обмену с налоговыми органами руководитель ФНС России Даниил Егоров провел встречу с руководством пяти крупнейших маркетплейсов.
В ФНС пояснили, что цель информационного обмена - донастройка систем внутреннего контроля маркетплейсов и оперативный обмен информацией с налоговыми органами для своевременного выявления и предотвращения случаев дробления бизнеса организациями и предпринимателями, торгующими в интернете.
"Компания в ходе работы на маркетплейсе увидит свои риски и сможет самостоятельно скорректировать модель работы. Таким образом, выявление налоговых рисков на более ранних стадиях, по сути, в профилактическом режиме, направлено на обеспечение конкурентных условий торговли как на маркетплейсах, так и в целом, а также на предотвращение уклонения от уплаты налогов", - отметил Егоров на встрече.
Факт встречи подтвердил "РГ" глава набсовета ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов.
"Информационный обмен между цифровыми платформами и ФНС будет идти по единому стандарту, то есть все платформы дают унифицированный набор данных. Мы считаем, что это хорошее развитие взаимодействия, направленное на то, чтобы рынок становился все более прозрачным. Цифровые платформы, маркетплейсы помогают в решении большой государственной задачи. Такой же механизм взаимодействия между цифровыми платформами и государством мы хотим отработать по миграционной тематике - в сотрудничестве с МВД", - сообщил Шаронов.
Значимо влияние маркетплейсов и на кадровый рынок, в том числе смежные отрасли. В Минпромторге обеспокоены тем, что сервисы доставки оттягивают огромное количество трудовых сил и трудовых ресурсов.
По словам Кузнецова, в России сейчас работают не менее полутора миллионов курьеров, а также около полумиллиона упаковщиков, сборщиков заказов и других сотрудников. Картину дополняет то, что по словам чиновника, премиальный сервис, избавляющий людей от необходимости ходить по магазинам, убыточен и дотируется за счет других сервисов.
"То есть убыточные сервисы оттягивают из других, в том числе производительных, секторов экономики столь дефицитный ресурс, как трудовые силы. Фактически эти силы оттягиваются из рентабельных пока еще секторов экономики, либо тех секторов, которые могут расти", - отметил представитель Минпромторга, обозначив, что ряд таких сервисов сегодня можно считать "экономически нецелесообразными".
Все это и ряд других проблем и предлагается урегулировать при помощи законодательства. Причем, по словам представителя Минэкономразвития, разработавшего законопроект, сегодня есть понимание того, что законопроект должен зафиксировать существующую сегодня практику и терминологию. А в дальнейшем регулирование можно и нужно будет дорабатывать и расширять, заявил замглавы ведомства Максим Колесников.
"Развитие сервисов доставки породило армию рикш и дикое количество неэффективного физического труда", - заявил в ходе дискуссии председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин. По его мнению, в этом вопросе необходимо исходить из государственных интересов и формировать дополнительный потенциал трудовых ресурсов.
Участники рынка и эксперты отмечают сложность поиска единого подхода к такой сущности, как "цифровые платформы". Сегодня к ним принято относить сервисы такси вроде "Яндекс Go", сервисы платформенной занятости, такие как YouDo, сервисы доставки из магазинов, например "Купер", просто доставки, такие "Яндекс Лавка" и "Самокат", классические маркетплейсы, вроде Wildberries или OZON.
GR-директор "Авито" Дмитрий Гавриленко обратил внимание, что даже в рамках "Авито", который относится к классифайдам, то есть сервисам объявлений, есть направления, где продают и покупают товары и услуги физические лица, есть компании, оказывающие услуги, есть отдельное направление по продаже недвижимости, и по продаже автомобилей.
"Подход с двумя неделями на возврат товара невозможно развернуть на продажу квартир и автомобилей", - подчеркнул Гавриленко.
Кроме того, сегодня на рынке есть еще целый ряд игроков, так же монетизирующих трафик, например картографические сервисы. "Сейчас обычный пользовательский сценарий, когда человек ищет какие-то услуги поближе к дому. И первым делом он обращается к картам: читает отзывы, видит рейтинг. То есть канал привлечения не маркетплейс, не классифайд, а карта, которые изначально создавались совсем для других целей. И вот эта неоднородность продуктов приводит нас к тому, что такие сервисы практически невозможно регулировать универсально", - заявил Гавриленко.
Вклад цифровых платформ в прирост ВВП России к 2030 году составит 2,7-6%, поэтому сейчас важно не "придушить" их в процессе регулирования, отмечает научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
"По исследованиям как "Вышки", так и других агентств, у нас несколько миллионов человек получили устойчивую дополнительную занятость - прирост 20-30% к доходу на основной работе. Существенная часть повысила свое благосостояние благодаря тому, что цифровая платформа такого рода возможности предоставила - не случайного заработка в рамках традиционных социальных сетей, а постоянного заработка, когда агрегируется спрос", - рассказал он.
Убыточные сервисы оттягивают дефицитные трудовые силы. Важно найти разумный и сбалансированный подход к регулированию и исходить из рискориентированного подхода, чтобы не сломать саму бизнес-модель и защитить права всех участников этих отношений, полагает Андрей Шаронов. По его мнению, необходимо сочетать "регуляторные, контрольные механизмы и механизмы добросовестного саморегулирования.
Глава ассоциации отдельно оговорился, что не считает корректной оценку востребованных сервисов с точки зрения их "экономической целесообразности".
"Если мы видим, что люди покупают эти услуги, и есть те, кто готов предложить эти услуги, и это не наркотики, не проституция, и не приравненная к ним деятельность, то в этом есть экономический смысл. Если людям огульно объявляют, что это неправильно, что пусть идут за ворота на заводе, это не укладывается в экономическую логику. И как показывает история, ничем хорошим это никогда не заканчивается. Поэтому здесь нужно подумать, как повысить привлекательность тех позиций, которые важны в данный момент для государства", - подчеркнул Андрей Шаронов.