Благотворительный сектор встает на путь цифровизации
Современные технологии трансформируют сектор благотворительности, делая филантропические усилия более масштабными, чем когда-либо прежде. В эпоху, когда цифровизация прочно вошла в нашу повседневную жизнь, ее потенциал для стимулирования позитивных социальных изменений становится значительнее. Благотворительные и некоммерческие организации (НКО), часто ограниченные в ресурсах, используют цифровые решения для усиления своего влияния, оптимизации операций и более эффективного взаимодействия со сторонниками. Партнерами в реализации проектов выступают высокотехнологичные компании, а государство оказывает поддержку некоммерческому сектору.
Какие благотворительные проекты уже реализуются с использованием цифровых инструментов, каковы перспективы сотрудничества НКО, бизнеса и государства в этой сфере, а также доступные некоммерческому сектору цифровые инструменты обсудили участники конференции "Технологии добра", которая состоялась 29 ноября в Москве.
Государственная задача
Одна из определенных указом президента РФ Владимира Путина национальных целей развития РФ на период до 2030 г. – цифровая трансформация. Она относится не только к государственному и муниципальному управлению и экономике, но и к социальной сфере.
Как рассказал заместитель министра труда и социальной защиты РФ Дмитрий Пластыгин, количество организаций некоммерческого сектора, которые оказывают социальные услуги, с 2019 по 2023 г. выросло почти вдвое. При этом удвоилось и число граждан, получающих помощь от негосударственных провайдеров. В прошлом году их было около 770 000. В связи с этим увеличивается и финансирование деятельности НКО, которые оказывают государственные услуги, за счет бюджетов субъектов РФ. Его общий объем в 2019 г. составил 13,9 млрд руб., а в 2023 г. – уже 25,8 млрд руб. Кроме того, по словам замминистра, таким организациям предоставляются субсидии на реализацию разного рода проектов, в 2024 г. это порядка 15,5 млрд руб. Особое внимание уделяется проектам, оказывающим помощь инвалидам, пенсионерам, а также ветеранам СВО и их семьям, отметил Пластыгин.
Россия успешно развивает свой технологический, финансовый суверенитет, преуспела в цифровизации. В этом огромная заслуга не только правительства, но и самих участников рынка, уверен заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев. "У нас очень много социально ответственного бизнеса. Но кто-то зачастую не знает, кому помочь, и сталкивается с налоговыми, бухгалтерскими, бюрократическими проблемами. Это усложняет деятельность НКО, которые должны уделять главное внимание своей основной деятельности – поддержке нуждающихся", – считает чиновник.
Сегодня работа любой благотворительной организации невозможна без цифровых инструментов и сервисов, указал министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, выступая перед представителями НКО и бизнеса. "Отрасль IT в этом смысле является социально ответственной. Многие компании предоставляют бесплатно свои образовательные инструменты, сервисы видеоконференций, средства обеспечения безопасности", – сказал он.
При этом НКО – это организации, находящие решения сложных проблем, поэтому необходимо расширять разные инструменты и механизмы, способствующие их развитию, уверен директор дивизиона развития сектора некоммерческих организаций Агентства стратегических инициатив (АСИ) Владимир Вайнер.
"Мы рассматриваем сектор НКО как источник инноваций, в том числе технологических", – отметил он. Победитель конкурса АСИ "Сильные идеи для нового времени" благотворительный фонд "Дети-бабочки" инициировал поручение президента по цифровизации базовой деятельности НКО, рассказал Вайнер. "Сейчас мы думаем, как это реализовать с привлечением и Минцифры, и Минэка, и других партнеров, чтобы появились новые решения, объединяющие все секторы, но инициированные именно благотворительным фондом", – сообщил спикер.
Сергей Хотимский, первый заместитель председателя правления ПАО "
Внедрить технологии
Актуальный вопрос, который обсуждался представителями НКО на конференции, – как получить финансовую поддержку на технологические проекты. Фонд президентских грантов всячески поддерживает все, что связано с автоматизацией и цифровизацией в НКО, сообщила руководитель департамента регионального развития фонда Наталья Алиева. С одной стороны, это позволяет организациям лучше понимать процессы реализации проектов, которыми они занимаются. А с другой – это важно для партнеров НКО, которым нужно убедиться, что с организацией можно работать: она современная, развивается и может обеспечить прозрачность взаимодействия.
Экономически благотворительность занимает менее выгодную позицию, чем бизнес. Но есть IT-компании, которые займутся вашим проектом, если он им будет интересен. Также финансировать различные технологические решения или зарплату технических сотрудников могут попечители, считает учредитель и президент благотворительного фонда "Онкологика" Мирослава Сергеенко.
Кроме того, существуют проекты крупного бизнеса, направленные на помощь НКО во внедрении технологий. Ежегодно летом АО "
"В этом году мы выиграли грант на автоматизацию процессов работы с клиентами фонда. Мы запустили первого робота на нашей горячей линии, который собирает заявки психологов, – рассказала Сергеенко. – Он делает ту автоматическую работу, которая необходима, когда в колл-центр фонда обращаются наши благополучатели".
Партнерство для добрых дел
Идея создать для НКО возможность бесплатно или на льготных условиях получать цифровые продукты и техническую поддержку была реализована Совкомбанком совместно с инновационным центром "
Реализация проекта начиналась с детального изучения рынка НКО, рассказал заместитель председателя правления Совкомбанка Альберт Борис. "Нужно было понять, чем мы как IT-разработчик и как финансовая структура можем быть полезными благотворительному сектору. Из исследования появилось очень много практических решений. Мы определили набор продуктов, которые могут быть доступны на платформе", – пояснил спикер.
Он добавил, что изучение потребностей потенциальных пользователей оказалось важным этапом и именно НКО помогли скорректировать направления исходя из их реальных потребностей. "Без этого проект не был бы там, где он сейчас находится", – отметил Борис.
"Технологии добра" комбинирует различные решения, в первую очередь цифровые, рассказал заместитель председателя правления по приоритетным направлениям технологического развития, главный управляющий директор фонда "Сколково" Кирилл Каем. "Это простой доступ, простая дистрибуция и одновременно значимый рычаг в экономике НКО, который позволяет сделать работу эффективнее", – заявил эксперт.
Эффективные результаты
Представители благотворительных организаций поделились своим опытом пользования платформой "Технологии добра". Учредитель общественной организации из Ульяновска "Профи-центр" Константин Ильин сообщил, что основной проект НКО – обучение нуждающихся детей педагогами-волонтерами – удалось масштабировать на 25 регионов России.
У большинства организаций, которые только запускают благотворительные проекты, ресурсов нет, отметил спикер. "Сначала мы работали только в Ульяновске. Идея бесплатно заниматься с детьми, у которых нет возможности оплачивать репетиторов, возникла во время пандемии коронавируса, когда все закрылось, в том числе наш образовательный центр", – рассказал Ильин.
Тогда на вакансию педагога-волонтера откликнулось около 500 человек, а сейчас учителей уже более 1800, и они проводят 80–100 онлайн-занятий каждый день. При этом проектом, по словам Ильина, управляет всего 10 человек. "Мы сэкономили часть средств и направили их на развитие проекта. Мы пошли на диверсификацию наших источников доходов, в том числе начали собирать пожертвования. Раньше комиссия эквайринга нас, честно говоря, пугала. "Технологии добра" нам дали возможность попробовать работать и в этом направлении", – поделился Ильин.
Директор некоммерческого благотворительного фонда социальных программ из Костромы "Мы вместе" Яна Архипова сообщила, что, используя сервисы платформы, организация сэкономила за год 700 000 руб. "Для нашего фонда такая сумма – годовой бюджет двух благотворительных программ", – уточнила она.