Граждане РФ за границей получат электронные подписи
Точки оформления будут открыты в странах ближнего зарубежья на базе подведомственных МИД РФ организаций и учреждений, а также представительств Россотрудничества. Выдавать россиянам за границей электронные подписи уполномочен удостоверяющий центр "Основание" (АО "Аналитический центр"), созданный при участии АО "РТ-Проектные технологии" и ООО "Селдон ПРО".
"Процедура оформления квалифицированной электронной подписи (КЭП) за рубежом не будет ничем отличаться от аналогичной в России. По предварительной записи заявитель должен будет лично прийти по указанному адресу с паспортом, ИНН и СНИЛС, оформить заявление и получить специальный токен с ключом и сертификатом. Ожидается, что сервис будет пользоваться широким спросом, так как, по разным оценкам, количество проживающих за рубежом граждан России составляет несколько миллионов человек. Дистанционные цифровые системы позволят им не только получить справку или подать заявление, но и применять электронную подпись при документообороте, взаимодействовать с банками, использовать электронные документы кадрового и административного назначений", - сказано в сообщении "Ростеха".
На вопросы корреспондента ComNews Ассоциация электронных торговых площадок не ответила.
На вопросы корреспондента ComNews представитель пресс-службы "Ростеха" ответил, что пилотный проект по выдаче электронных подписей гражданам России за рубежом продлится до 31 декабря 2025 г.: "Первые итоги эксперимента мы доложим в правительство РФ до 1 октября 2025 г., после чего будет возможно принятие решения о масштабировании проекта. Главная задача пилотного проекта - показать востребованность данного сервиса нашими гражданами за рубежом и эффективность инструмента, а также его безопасность".
Представитель пресс-службы "Ростеха" сообщил, что масштабирование проекта, в случае положительного решения по эксперименту, будет прежде всего на страны ближнего зарубежья: "В первую очередь, речь идет о странах с дружественной политикой в отношении России. Для проведения первого этапа внедрения сервиса (в рамках пилотного проекта) мы выбрали четыре страны - Армению, Казахстан, Киргизию и Узбекистан. В этих государствах началось создание точек оформления электронной подписи на базе подведомственных МИД РФ организаций и учреждений, а также представительств Россотрудничества".
Администратор Telegram-канала "ЭДО для бизнеса" сообщил корреспонденту ComNews, что работа из-за границы часто сопряжена с необходимостью подписать документы удаленно: "Использование электронного взаимодействия с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) в такой ситуации максимально оправдано. Так что инициатива правильная".
Эксперт ООО "МТС Диджитал" Константин Архипов считает, что услуга будет востребованной, т.к. большое количество граждан проживают за пределами РФ и использование КЭП сделает доступным для таких граждан многие операции и услуги, например, сделки по купле-продаже недвижимости.
Администратор Telegram-канала "Об ЭП и УЦ" рассказал о том, что три года назад государство запустило приложение Госключ, позволяющее получить в том числе и квалифицированный сертификат с использованием загранпаспорта: "У граждан, которые оказались за границей, загранпаспорт должен быть, и если он нового поколения и выдан на 10 лет, то с его использованием они могли получить квалифицированный сертификат. Инициатива по выдаче квалифицированных сертификатов с использованием классической технологии, не токена, можно оценивать как не самое широкое за три года распространение и внедрение технологии мобильной подписи в сервисы".
Ведущий менеджер по сопровождению партнеров и клиентов компании АО "Актив-софт" Ксения Шаврова считает, что вполне логично, что "Ростех" выбрал для реализации проекта именно АО "Аналитический центр", т.к. имеет к нему непосредственное отношение: "Такие проекты случаются не сразу, и я уверена, что сотрудники аналитического центра предприняли огромные усилия для того, чтобы у наших граждан за пределами России появилась возможность получения сертификатов УКЭП".
Генеральный директор ООО "Электронный экспресс" Алексей Пауков сообщил корреспонденту ComNews, что выбор АО "Аналитический центр" в качестве раздающего электронные подписи за рубежом и созданного при участии корпорации "Ростех" для него очевиден: "Прежде всего, важен высокий уровень доверия к технологиям и организационной структуре, способность оказать техподдержку. АО "Аналитический центр" - наш давний деловой партнер, мы совместно обеспечиваем работу одного из филиалов удостоверяющего центра на своей территории и считаем наше партнерство успешным".
Эксперт удостоверяющего центра (УЦ) "СКБ Контур" Иван Быков рассказал о том, как обычно в РФ происходит процедура оформления КЭП: "Если оформляете сертификат электронной подписи в первый раз, придется прийти в офис УЦ лично, чтобы удостоверить личность. Объясню, как происходит его выпуск":
1. Тот, кому нужен сертификат, приходит в офис УЦ с паспортом, номерами СНИЛС и ИНН.
2. Специалист УЦ формирует заявку на выпуск сертификата, проверяет подлинность паспорта и делает фото получателя подписи для подтверждения личности.
3. Далее происходит генерация закрытого и открытого ключей, а также сертификата электронной подписи в специальной программе с помощью криптографии.
Закрытый ключ 一 это уникальный набор символов, который защищает подпись от взлома и хранится только у владельца.
Открытый ключ 一 это часть сертификата электронной подписи. Он расшифровывает закрытый ключ, с его помощью проверяют владельца подписи.
Сертификат — это файл, который хранит значение открытого ключа, информацию о владельце, сроке действия ЭП и удостоверяющем центре. Эти данные доступны всем, с их помощью проверяют подпись под документом.
4. После создания всех компонентов ЭП их загружают на специальный носитель — токен. Токен похож на флешку, но предназначен только для хранения компонентов электронной подписи, другие файлы загрузить на него не получится.
Продлить еще действующий сертификат в некоторых УЦ можно онлайн.
Константин Архипов считает, что использование онлайн-сервисов содержит в себе риски получения КЭП другим лицом или компрометацию данных: "Для владельца подписи это будут финансовые риски. Для их снижения требуется проверка личности при получении токена впервые и мониторинг всех КЭП физлица в Госуслугах".
Менеджер продукта "Цитрос ЮЗЭДО" ООО "Сл Софт" Юлия Ворожбицкая также считает, что личная явка защищает ЭП от риска компрометации: "Например, если злоумышленник завладеет ЭП, может случиться утечка как персональных данных, так и сведений организации. А также это всегда риски нелегитимного и неуправляемого использования ЭП сторонними лицами со всеми вытекающими юридическими последствиями, которые крайне неприятны".
https://www.comnews.ru/content/234651/2024-08-08/2024-w32/1007/u-fns-slomalsya-blokcheyn-reestr