В условиях повышающейся ключевой ставки производители ИТ-оборудования вынуждены брать дорогие кредиты, и в результате за счет субсидий от правительства обогащаются банки. Кроме того, с учетом плана достичь доли электронной компонентной базы на рынке РФ в 70% к 2030 г., объем ее госфинансирования снизится.
Национальный промышленный конгресс. На фото по центру: управляющий партнер ИТ-холдинга Fplus Алексей Мельников
© ComNews
18.10.2024

Управляющий партнер ИТ-холдинга Fplus Алексей Мельников на Национальном промышленном конгрессе 16 октября отметил, что в то время как Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) предоставляет большое количество субсидий и грантов на разработку ИТ-оборудования, производители сталкиваются с высокой ключевой ставкой, установленной Банком России.

"Промышленные предприятия берут кредиты, которые стоят дорого, и платят кредиты банкам. Правительство компенсирует процентные ставки по нац программам. Поэтому в условиях прямого субсидирования ставок деньги по факту идут в крупные банки, которые уже в этом году заявляли о высоких прибылях. На наш взгляд, можно просто не "гонять" деньги по кругу, а снизить процентные ставки приоритетным отраслям, предоставить дифференцированные ставки для отдельных секторов. Настал момент переосмыслить возможность изменения подходов к применению механизма льготного кредитования", - сообщил Алексей Мельников корреспонденту ComNews.

Он предполагает, что у ЦБ, кроме мер по управлению ключевой ставкой, есть и другие механизмы, такие как резервирование, оценки риски по отдельным отраслям, стоимость капитала. "Эти вещи в разрезе управления отраслями и сегментами экономики, на мой взгляд, дали бы больше для сдерживания инфляции и для поддержки роста. Инфляция происходит не из-за того, что стоимость промышленного производства растет, а из-за транзакционных издержек приобретения за рубежом компонентов, сырья, продукции, кроме того, растет спрос, который не удовлетворяется. Чтобы насытить спрос, нужно больше производить, а чтобы больше производить - нужно больше станков и оборудования", - считает Алексей Мельников.

"Мы сталкиваемся с тем, что продукция, которая сделана в России из ввозимых компонентов, и продающаяся на международных рынках проигрывает по цене китайской из-за различий в процентных ставках", - рассказал он в ходе пленарной сессии Национального промышленного конгресса.

Член правления, председатель совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Гамза считает, что для решения задачи и финансирования отраслей промышленности, и снижения инфляция, Центральному банку и правительству необходимо в кооперации изменить и достичь условий, когда инвестиции не приводили бы к инфляции.

"ЦБ исходит из формулы: высокий экономический рост обеспечивает низкая инфляция. Поэтому ЦБ пытается снизить инфляцию любой ценой, даже ценой экономического роста в моменте. Затем эта низкая инфляция якобы приведет к экономическому росту. Но это ошибочный подход. С другой стороны, если просто вкладывают огромные деньги в инвестиции, это тоже может привести к инфляции, поскольку часть их них в виде заработной платы будет поступать на потребительский рынок", - объясняет Владимир Гамза.

По его мнению, инвестиции в основной капитал должны быть высокими. "Если мы хотим развиваться уровнем равным среднемировому , инвестиции в основной капитал должны составлять 25% ВВП. Пока в России это 20%. Для опережающих темпов - инвестиции должны составлять 30% ВВП. Впрочем, в Китае они составляют 42%.", - добавил Владимир Гамза.

Заместитель генерального директора по науке и развитию АО "ИВК" Валерий Андреев согласен с Алексеем Мельниковым в том, что меры поддержки со стороны государства для производителей ИТ-оборудования несбалансированный. Но это, по его словам, - только часть общей картины рисков, и проблема гораздо глубже.

На форуме "Микроэлектроника 2024" заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак представил доклад, в котором обозначил плановые показатели отрасли до 2030 г., которые необходимо достигнуть для обеспечения технологического суверенитета, и объем их государственной финансовой поддержки.

Согласно озвученным планам, к 2030 г. доля электронной компонентной базы (ЭКБ) на рынке РФ должна достигнуть 70%, доля российских средств для ее производства - также 70%, а уровень технологий должен выйти на показатель 28 нм. При этом объем госфинансирования направления ЭКБ будет снижаться: с 147,2 млрд руб. в 2024 г. до 68,7 млрд руб. в 2030 г.

"Налицо несогласованность заявленных целей и мер их государственного финансового обеспечения. В реестре Минпромторга находится 18 тыс. изделий, на подходе еще 40 тыс. изделий, которые находятся на рассмотрении экспертного совета реестра. Динамика пополнения реестра высокая. Но чтобы существенно увеличить это количество и насытить рынок до 70%, необходимо наладить массовое производство изделий. Подчеркну: именно массового производства. Без серьезной господдержки невозможно будет повернуть требуемые производственные мощности, насытить рынок продукцией и снизить ее цену за счет массового производства. Уже сформирована интеллектуальная база, создан большой задел в виде макетов и опытных образцов изделий. Где их массово производить? Мы пока не можем произвести изделия необходимого качества в необходимом количестве на российской территории", - отметил Валерий Андреев.

По его мнению, господдержка необходима производителям оборудования, иначе они не смогут выйти на массовый выпуск ЭКБ к 2030 г. и вынуждены будут производить изделия за пределами страны, но в таком случае достичь цели обеспечить технологический суверенитет в сфере ЭКБ не получится.

Новости из связанных рубрик