Никита Кочерженко
Никита
Кочерженко

основатель и генеральный директор российской компании - разработчика операционной системы Uncom OS
© ComNews
17.10.2024

Недавно американский предприниматель, основатель компании Neuralink Илон Маск заявил в соцсети X, что планирует вживить мозговые чипы миллионам людей в ближайшие 10 лет.

В начале августа стало известно, что Neuralink внедрила мозговой имплант второму пациенту - человеку с травмой спинного мозга. В мае The Wall Street Journal сообщала, что Neuralink заручилась соответствующим разрешением от представителей власти США. Основатель и генеральный директор российской компании - разработчика операционной системы Uncom OS Никита Кочерженко рассуждает: какие условия должны работать для подобных экспериментов в России.

Имплант размером с монету

С 2016 года компания Neuralink разрабатывает специальный прибор, способный передавать сигналы мозга по Bluetooth. Устройство представляет собой имплант с электродами размером с небольшую монету. Он размещается за ухом, как слуховой аппарат. От этого чипа в мозг идут до 1,5 тысячи нитевидных электродов, каждый из которых тоньше человеческого волоса в четыре раза.

Сегодня чип Neuralink тестируют уже два человека. Первый пациент с параличом спинного мозга научился отправлять сообщения в Сети, очень быстро перемещать курсор компьютерной мыши, играть в онлайн-шахматы, однако позже несколько нитей импланта вышли из строя. Как рассказал Маск, операция у второго пациента с травмой спинного мозга прошла "очень хорошо" и исследование продолжается. Примерная стоимость девайса и установки - $60 тысяч.

Очевидное - невероятное

Эксперимент Илона Маска с нейрочипированием - это серьезное перспективное направление, которое мы поддерживаем. Решение позволяет людям с параличом или другими проблемами опорно-двигательного аппарата силой мысли управлять смартфонами или компьютерами. Также внедрение нейроимплантов создает целые отрасли, например, открывает новые возможности и для опасных производств, когда необходим эффект присутствия. Благодаря дистанционному сканированию мозга может кратно вырасти скорость передачи информации от человека к человеку, информационной системе, роботу, беспилотнику. Это значительно повысит производительность труда, безопасность производства и, как следствие, качество жизни людей.

Три кита: этика, законодательство и инвестиции

В России могут появиться подобные разработки.

Однако уже сейчас нужно решить ряд вопросов, которые возникают в связи с экспериментом. Прежде всего это этические и законодательные вещи. Как относиться к необходимости работать с наличием такого устройства? Не потребуется ли от людей постоянно использовать эти устройства? Нет ли в данном случае вмешательства в работу организма, которая уже будет нужна не в терапевтических целях, а для увеличения экономического потенциала работника?

Придется очертить границу применимости нововведения и начать работать над созданием правил и подходов к работе с подобными системами. Хотя ничего запрещенного мы здесь не видим. Появление компьютеров тоже не все встретили с воодушевлением. Сейчас же мы имеем дело с огромной и перспективной ИТ-отраслью, без которой не обходится практически любой вид человеческой деятельности.

Конечно, нейрочипированию необходимы серьезные инвестиции как государства, так и крупнейших корпораций. И они должны быть сопоставимы с опытом иностранных коллег. Предположу, что все-таки в ближайшем будущем ожидать отечественных разработок в части нейроимплантов не стоит. Поскольку культура стратегических вложений в нашей стране только начинает формироваться.

Нужна инициатива уровня БРИКС

Не стану уходить в жестокий пессимизм и предложу альтернативное направление: эти инновационные разработки могут быть построены по принципам open source, то есть быть разработаны с открытыми данными. Когда все протоколы, исследования, которые будут проводиться в этом направлении, скорее всего, международным сообществом, будут открыты для всех желающих в отличие, например, от закрытых, проприетарных, корпоративных решений.

Например, Россия может инициировать разработку открытого подхода к нейрочипам на уровне БРИКС и пригласить страны-союзники в международное сообщество. Тогда российские лаборатории и компании смогут участвовать в эксперименте и заявить о себе на глобальной арене.

На базе большого, общественного, общедоступного знания, которое в себя уже поглотило огромное количество глобальных инвестиций и разработок, можно будет создать собственные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и опытные образцы при малых затратах, в том числе даже монетизировать их и внедрять в народное хозяйство.

На основе open-source-решений можно будет выстраивать собственные отечественные суверенные разработки, при этом современные и передовые. Вклад и лидерство России в создание open-source-площадки для подобных разработок может стать очень хорошей перспективой для развития и применения различных нейроинтерфейсов в нашей стране, причем на основе собственных суверенных разработок.

Лучшим способом борьбы с глобальными корпорациями, использующими возможности, сопоставимые с ресурсами целого государства, — открытое сотрудничество стран, свободных от власти корпораций. Победа будет за теми, кто большее количество людей привлечет на работу в этом направлении, и при этом каждая страна-участник такого сотрудничества сохранит свой суверенитет над глобальной разработкой, ведь знания становятся нашими, как только мы их получаем.