директор "Абонент+" Петр Бирюков
Существует устойчивый стереотип, что цифровизация – это что-то дорогое и доступное только крупным городам и регионам, имеющим более обширные возможности по сравнению с остальными. Однако в последнее время все появляется больше примеров, когда небольшие населенные пункты задают тон в деле внедрения современных цифровых решений. О задачах и препятствиях, возникающих у малых городов и поселков на пути цифровизации и эффективных путях их решения мы поговорили с директором "Абонент+" Петром Бирюковым. Компания является разработчиком специализированного расчетно-платежного комплекса "Абонент+" и систем для автоматизации в сфере ЖКХ и городского хозяйства.
© ComNews
20.09.2024

Петр Юрьевич, скажите, какие по вашему мнению проблемы возникают у малых городов и поселков на пути цифровизации сферы ЖКХ?

Проблем и задач много, они разные, но в силу нашей специфики, нам больше всего знакомы вопросы расчетов и взаимодействия с населением. В этом плане задачи в малых городах и в сельской местности такие же как в больших, а иногда и сложнее – из-за географических, климатических особенностей, специфики самих услуг. Кстати, это еще и повышает востребованность "цифры" – не будешь же ездить в кассу за 20, а иногда и за все 50 километров.

Главное для жителей в таких условиях – это возможность оплатить услуги, получить какие-то выписки или документы за один раз, в одном окне, а лучше вообще онлайн.

Разработка собственных цифровых решений для расчета и приема коммунальных платежей стоит немалых средств. При всех преимуществах цифровизации для местных управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций эти затраты либо неподъемны, либо слишком чувствительны на фоне ежедневных нужд и небольших оборотов.

Поэтому критично важно недорогое качественное решение, которое позволяет вести расчеты с учетом всех местных нюансов – пени, необычные услуги, например, полив, перерасчеты, льготы. С другой стороны, нужно что-то, что может объединять услуги от разных поставщиков, управляющих организаций и РКЦ в единый платежный документ. А еще – обмениваться этими сведениями так, чтобы в любом месте и в любой момент данные были максимально синхронными, актуальными и полными.

Ну и, конечно, цифровой канал, единая площадка для платежей и дополнительных сервисов – все это имеет большое значение.

Именно такие задачи мы решаем.

С проблемами ясно. Напрашивается вопрос, как можно их преодолеть с ограниченными ресурсами?

У "Абонент+" есть необходимые технологии и готовые решения. Наглядный пример – Сасовский муниципальный округ Рязанской области с населением около 30 тысяч человек.

Мы подключили местную теплосеть, водоканал, расчетно-кассовый центр, местные обслуживающие организации, а также межрайонный энергосбыт, газовщиков и вывоз ТКО.

Удалось сформировать виртуальный единый платежный документ (ЕПД), который позволяет потребителям удобно и быстро оплачивать коммунальные услуги одним платежом через кассовый центр или онлайн через мобильное приложение.


Ресурсоснабжающим организациям (РСО) это тоже выгодно, поскольку растет собираемость и регулярность платежей, устанавливается надежный прямой канал коммуникации с потребителями. Кроме того, для РСО есть приятный бонус – можно передавать показания и тут же их оплачивать. То есть солидная доля платежей идет авансом. Организации получают дополнительные средства и уверенность в том, что они будут регулярно поступать, значит и возможность развиваться.

Для этого мы использовали возможности нашего главного продукта – расчетно-платежного комплекса "Абонент+". С помощью него осуществляется агрегация услуг, сопоставление адресов и лицевых счетов, обмен данными и другие необходимые процессы.

Теперь жителям Сасово доступны возможности, которые есть не во всех областных центрах. Они могут оплачивать все коммунальные услуги одним платежом в кассовом центре или онлайн при помощи удобного мобильного приложения. И таким же образом, в режиме одного окна, получать все необходимые справки.

Помимо этого, вокруг ЕПД и мобильного приложения выстроены местные сервисы – работа с обращениями, оплата транспортных карт, возможность оповещения о плановых работах и аварийных отключениях, информация о социальных услугах и инфраструктуре.


Этот функционал может расширяться – у нас большие планы. И всё это может не только служить людям и конкретным организациям, но и стать площадкой для муниципальных и региональных органов власти, для их прямой работы с населением.

В начале интервью Вы говорили о высокой стоимости разработки. А по карману ли местным организациям предлагаемое вами решение?

Это не стоит каких-то грандиозных средств. ЕПД формируется на основе уже готовых зарекомендовавших себя решений. Мы предоставляем все необходимые программные продукты, адаптируем под местную специфику, организовываем обмен данными между участниками. Мы стараемся ничего не "ломать" при внедрении – можем получать данные по API или через файлообмен из имеющихся систем, можем внедрять нашу расчетную систему и сопутствующие ей новые сервисы. Всё гибко настраивается и может внедряться постепенно.

Такая модель позволяет реализовывать современные решения по цифровизации ЖКХ в небольших населенных пунктах в условиях ограниченных ресурсов.

Расскажите подробнее об опыте создания ЕПД, является ли Сасово единственным таким примером в истории вашей компании?

Конечно, нет. Система работает не только в Сасовском муниципальном округе, но и в целом в Рязанской области, а также в ряде других регионов России. Просто это хороший пример цифровой вертикали и глубокой, зрелой цифровизации в малых городах и в сельской части страны.

Где-то сформирована полная корзина, где-то можно оплатить часть услуг. Тем не менее, это реально работающая технология, которой пользуются десятки, если не сотни тысяч людей.

Сама компания имеет 30-летний опыт работы в создании цифровых решений для ЖКХ – первая разработка датирована далеким 1994 годом. Сейчас программными продуктами и сервисами от "Абонент+" пользуются более 600 организаций из 20 регионов страны.

Наши решения, в том числе ЕПД, неоднократно были представлены на всероссийских форумах и выставках. В частности, на форуме "Умный город" в Перми в июне 2024 года слова поддержки проектам "Абонент+" были высказаны и министром строительства и ЖКХ России Иреком Файзуллиным.


Так что могу заключить, что мы обладаем всеми необходимыми компетенциями и готовы распространять свои практики в других населенных пунктах, городах и регионах, заинтересованных в цифровизации сферы ЖКХ.

Связаться с компанией можно по электронной почте или по телефону. Оценка проекта и предварительная консультация – полностью бесплатны.

Более подробная информация про расчетно-платежный комплекс доступна здесь, а про мобильное приложение жителя здесь.