Ирина Абдураимова, управляющий директор по маркетингу ЭТП ГПБ / VESNA
Ирина
Абдураимова

управляющий директор по маркетингу ЭТП ГПБ / VESNA
© ComNews
09.09.2024

15-17% В2В-продаж в мире сегодня проходят через маркетплейсы - сегмент "деловых" онлайн-продаж растет в 2,9 раза быстрее, чем В2С. Вместе с управляющим директором по маркетингу ЭТП ГПБ / VESNA Ириной Абдураимовой разбираемся, как появились В2В-маркетплейсы, как цифровые торговые площадки развиваются сегодня и какие преимущества дают бизнесу.

За 10 лет рынок онлайн-торговли вырос в пять раз. Драйвером роста послужили именно маркетплейсы, в том числе в В2В-направлении.

По данным глобального агентства маркетинговых исследований Wunderman Thompson, объем глобального В2В-рынка составляет $8,2 трлн и к 2026 году вырастет до $18,5 трлн. 15-17% сделок в В2В в мире уже заключаются на маркетплейсах, а за 2024 год, по прогнозам экспертов, этот показатель может вырасти до 30%.

Продавцов и покупателей в металлургии, например, объединяет платформа ZhaoGang, торговлей в сфере деревообрабатывающей промышленности занимается Fordag (древесина), а в сегменте добычи и производства алмазов закупки помогает организовать Get-Daimonds.

В России сделки через маркетплейсы наиболее распространены в сфере торговли нефтепродуктами, строительной техникой, изделиями металлопроката и АПК. Направление онлайн-продаж активно развивают металлургические предприятия - доля цифровых сделок, по данным маркетплейса "Платферрум", в отрасли уже выросла до 6-7%.

Развитие маркетплейсов справедливо считают драйвером развития электронной коммерции в В2В. Роль интернет-площадок подчеркивается, например, в масштабном исследовании В2В Motion.

В общей сложности, развитию В2В-маркетплейсов способствовала совокупность факторов:

  • Проблемы в цепочках поставок на фоне пандемии. 2020 год изменил привычные каналы снабжения: компаниям пришлось искать новых поставщиков и переводить часть процессов в онлайн. По данным Deloitte, мировая В2В-торговля во время пандемии просела на 2,6% - но В2В-онлайн-коммерция выросла на 11,8%.

  • Глобальный тренд на переход бизнеса в онлайн. По данным McKinsey, в 2022 году уже 65% В2В-компаний в мире предпочитали проводить сделки в онлайн-формате.

  • Развитие маркетплейсов в В2С. По данным Forrester Analytics, в России, например, потребительские маркетплейсы сегодня занимают 65% рынка электронной торговли.

  • Высокая операционная нагрузка на бизнес. Бизнес проводит все больше транзакций, растет объем документооборота. В 2023 году, например, по данным Минфина РФ, в сфере госзакупок в России заключено 2,4 млн контрактов на 8,5 трлн рублей - на 11% больше, чем годом ранее.

Как эволюционировал закупочный процесс в России

История корпоративных закупок в России начинается с первых "досок объявлений" в интернете: там заказчики и поставщики общались в середине 90-х. Первые ЭТП для В2В появились в 2002 году, в 2009-м благодаря 94-ФЗ стали возможны закупки малого объема и электронные магазины. В 2013-м 94-ФЗ заменили современным 44-ФЗ. И наконец, с 2015 по 2020 год закупки стали возможны на корпоративных маркетплейсах.

Постепенное развитие отраслевого законодательства и глобальный тренд на цифровизацию способствовали росту популярности электронной коммерции в В2В. Сегодня мы наблюдаем взрывной рост нишевых маркетплейсов: В2В-сделки активно переходят в онлайн, от крупных до закупок малого объема.


Какие виды маркетплейсов представлены в России?

Сегодня в России представлены следующие виды цифровых торговых площадок для бизнеса:

  • Крупные мультитоварные площадки ("Сделки.ру", Cezyo, Tradekey и др.). Здесь компания может заказать любой необходимый товар, от канцелярии до специального оборудования.

  • Нишевые В2В-маркетплейсы (GFC, "Рывок", "Пульс цен" и др.). Такие площадки специализируются на потребностях отдельных отраслей или определенных процессах.

  • Региональные В2В-маркетплейсы (Портал поставщиков города Москвы, Государственный заказ Санкт-Петербурга, Система электронных торгов Республики Саха и др.). Это региональные площадки, которые также работают по принципу маркетплейсов.

  • В2В-маркетплейсы корпораций (например, "Платферрум" компании "Северсталь").

Кроме того, маркетплейсы можно сегментировать по типу заказчиков. В этой роли могут выступать:

  • Регионы и муниципалитеты. На основе данных, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок, объем торгов на таких площадках составляет 680 млрд рублей в год.

  • Госкомпании. Объем торгов в год - от 250 млрд до 500 млрд рублей.

  • Коммерческие заказчики. Самые крупные площадки, объем торгов в год - более 1 трлн рублей.

Что дает компании В2В-маркетплейс?

Цифровые сделки открывают перед бизнесом широкий горизонт возможностей. Например, удобный документооборот, возможность быстрого поиска более низкой цены и надежного контрагента. Кроме того, цифровые закупки отличаются высоким уровнем прозрачности и помогают исключить коррупционную составляющую.

С точки зрения "операционки", маркетплейсы:

  • Обеспечивает единое информационное пространство для взаимодействия всех участников процесса закупки - в режиме 24/7.

  • Сокращают бумажный документооборот.

  • Легко адаптируются к ИТ-ландшафту: синхронизируются с внутрикорпоративными информационными системами (ERP, СRP, MDM и др.) как заказчика, так и поставщика.

С точки зрения стратегии и развития цепочки поставок компании, маркетплейсы:

  • Помогают найти лучшее предложение от поставщиков.

  • Помогают контролировать бюджетные лимиты.

  • Предоставляет комплексную аналитику по закупкам/продажам.

Кейс: как "Ростелеком" ускорил проведение малых закупок в 20 раз с помощью автоматизации на В2В-маркетплейсе

До автоматизации на маркетплейсе закупка в "Ростелекоме" занимала 20-30 рабочих дней. Компания была заинтересована в том, чтобы проводить закупки быстрее - и при этом получать больше выгодных предложений от поставщиков.

Выход на В2В-маркетплейс должен был решить следующие задачи:

  • Унифицировать процесс закупок.

  • Увеличить конкуренцию между поставщиками.

  • Повысить конечный уровень сервиса.

  • Снизить трудозатраты.

  • Повысить прозрачность закупок.

  • Создать предпосылки для дальнейшей автоматизации закупок, роботизации и применения ИИ.

В ходе реализации проекта внедрили следующие решения:

  1. Централизация малых закупок и структурная перестройка. В "Ростелекоме" создали центр компетенций по малым закупкам, провели структурирование таких закупок и определили пять основных товарных категорий. Закупки по всем категориям объединили в рамках одного цифрового решения - В2В-маркетплейса. Ранее каждый из 80 филиалов "Ростелекома" сам проводил разовые малые закупки на суммы до 500 тысяч рублей. В каждом филиале работал отдел договорного обеспечения и логистики - при этом большинство закупок было однотипными.

  2. Персональные отчеты для ускорения согласования. Для компании разработали три персональных отчета: накопительный (по всем закупкам), попозиционный и отчет по закупке для внутреннего согласования.

  3. Кастомная доработка функционала маркетплейса. Функционал доработали под специфику "Ростелекома": создали специальный шаблон ценового запроса, который дополнили базовыми параметрами.

  4. Обучение специалистов по закупкам. Обучили специалистов по закупкам работе на В2В-маркетплейсе.

В результате перехода на маркетплейс:

  • Более чем в два раза выросло количество предложений от поставщиков: в среднем, с 2 до 5,1 предложения на один ценовой запрос.

  • "Ростелеком" стал проводить закупки в 20 раз быстрее: за два-три рабочих дня.

  • Публикация закупки сократилась до трех минут благодаря индивидуальному шаблону.

Сегодня "Ростелеком" проводит через В2В-маркетплейс 90% всех малых закупок.

Будущее В2В-маркетплейсов в России

В перспективе нескольких лет роль маркетплейсов в электронной В2В-коммерции будет только расти. Совокупный объем сделок на маркетплейсах, вероятно, "догонит" глобальный уровень в 15-17% от всех сделок В2В-сегмента, а количество цифровых площадок вырастет от 20-30 до 150-160.

В2В-маркетплейс будущего будут отличать:

  • Максимально простой процесс проведения закупок - опыт, близкий к В2С.

  • Расширенные возможности доставки.

  • Использование цифрового рубля и технологий ИИ.

  • Гибкие условия оплаты и расчета.

  • Сквозной электронный документооборот.

  • Единый каталог для широкого спектра товаров.