© ComNews
28.08.2024

Качество изготовления дипфейков в Рунете достигло такого уровня, что специальные государственные системы их выявления приходят в замешательство. Об этом рассказал генеральный директор АНО "Диалог" и АНО "Диалог Регионы" Владимир Табак на пресс-конференции "Противодействие фейкам в 2024 году".

В качестве примера он привел поддельное обращение и.о. губернатора Курской области Алексея Смирнова, в котором тот, якобы, собирал мужчин в ополчение. По данным Владимира Табака, этот дипфейк разошелся по 3900 публикаций с общим охватом 5,6 млн просмотров. "При оценке подобных видео мы видим, что наши системы выявления фейков находятся в замешательстве, - сообщил глава АНО "Диалог" и АНО "Диалог Регионы". – Для их создания применяются новейшие технологии, и такие дипфейки все чаще используются в информационной войне".

Исследование АНО "Диалог Регионы" показало, что 64% жителей России сталкиваются с недостоверной информацией в интернете хотя бы раз в неделю, при этом количество людей, которые знают о фактчекинге, увеличивается.

"46% респондентов знают или что-то слышали о фактчекинге. 18% знают, но это знание зачастую поверхностное. Аудитория преувеличивает собственные способности к анализу информации. При этом 45% опрошенных считают, что имеющихся мер противодействия дезинформации недостаточно. Основной запрос — это запрос на привлечение лиц, распространяющих фейки, к ответственности и блокировку источников. Однако его зачастую трудно удовлетворить", — сообщил Владимир Табак.

По оценке "Диалога", количество копий фейков в Рунете снижается, притом что численность их уникальных экземпляров остается на сопоставимом уровне. "Мы предполагали, что к концу 2024 года окажется на уровне 15 млн копий фейков. Сейчас мы прогнозируем, что их будет около 8 млн. Уникальных фейков сегодня примерно столько же, сколько их было в прошлом году. При этом мы наблюдаем снижение интереса аудитории к СВО-повестке и усталости от информационного шума, который начал фиксироваться еще в 2023 году. Кроме того, мы видим, что фейки становятся более региональными. Если в начале СВО они распространялись на федеральном уровне, то сейчас мы наблюдаем смещение в сторону конкретных регионов и ситуаций, связанных с конкретными людьми", — объяснил Владимир Табак.

Для эффективной борьбы с дезинформацией важно, чтобы участие в ней принимали не только профессионалы, но и пользователи интернета, добавила директор Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры Екатерина Ларина. Кроме того, необходимо знакомить аудиторию с правилами информационной гигиены.

"Почему эта проблема в наше время так обострилась? Раньше мы видели официальные источники информации, а сейчас любой человек с выходом в интернет получает доступ к массовой аудитории и воспринимается пользователями как источник. Поэтому важно понимать, как отличать верифицированные источники и достоверную информацию", — рассуждает Екатерина Ларина.

Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, ИТ и связи, председатель правления Региональной общественной организации "Центр Интернет-технологий" (РОЦИТ) Антон Горелкин убежден в необходимости законодательной базы для эффективной борьбы с дезинформацией. Он отменил, что в российском законодательстве отсутствует понятие дипфейка, при этом есть утвержденное определение фейковой новости. Речь - о двух законах (31-ФЗ и 27-ФЗ), которые установили запрет на публикацию недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом правдивых сообщений (то есть фейковых новостей). Они вступили в силу 29 марта 2019 г.

"Данные говорят о том, что сегодня ситуация лучше, чем год и два назад. Часть аудитории уже не реагирует на дезинформацию, если ведомства и платформы делают свою работу. В таком случае мы видим, что фейки у нас долго не живут. Законодательство у нас отстроено, потому что производителей дипфейков наказать можно уже сегодня, главное — их поймать", — заявил Антон Горелкин.

Новости из связанных рубрик