По оценкам вице-президента по цифровым продуктам группы МТС Максима Лаптева из 120 млн россиян-пользователей интернета больше 80% совершают покупки в сети. По его наблюдению, e-commerce выросла в России больше, чем в 40 раз за последние пять лет.
На фото: вице-президент по цифровым продуктам группы МТС Максим Лаптев, руководитель розничного кредитования МТС Финтех Иван Барсов
© ComNews
28.08.2024

Максим Лаптев рассказал об этом на бизнес-бранче лидеров цифрового развития "Тренды рынка e-com", организованном при поддержке Forbes Russia и МТС, который прошел 27 августа 2024 г. в Москве. Он отметил, что в онлайн вышли игроки тех областей, которые раньше и не думали об этом, например подарки и бьюти.

"Люди могут покупать вещи через интернет под воздействием какой-то знаменитости или социального явления, а не руководствуясь каким-то клиентским опытом. На рынке так много контента, фич и предложений, что у клиента появляется проблема выбора, когда ему трудно принять решение и вся отрасль, включая маркетплейсы, должна помочь клиенту сравнить и выбрать лучшее предложение", - отметил он во время выступления.

В разговоре с корреспондентом ComNews, Максим Лаптев рассказал о сотрудничестве между цифровой экосистемой МТС и маркетплейсом Ozon, как о примере бурного роста индустрии. В 2019 г. финансовый оборот компании в экосистеме не превышал нескольких десятков млрд рублей, а в 2023 г. он составил 1,5 трлн руб.

"Да, Ozon - один из самых больших игроков, но на мой взгляд - это характеристика роста рынка. В моем понимании отрасль e-commerce выросла в России больше, чем в 40 раз и маркетплейсы растут заметно быстрее, чем кто-либо. Одна из причин - привычка к маркетплейсу, как к витрине, на которой есть множество товаров. Это отсекает покупателей от бренда", - рассказал он.

Однако, по мнению Максима Лаптева, день, когда e-commerce окончательно вытеснит ритейл в реальном мире, настанет еще не скоро, хотя многие компании, в том числе МТС, начали сокращать торговые точки. Однако, не последнюю роль в этом сокращении играет и то, что в них отпала необходимость, как в центрах дистрибуции SIM-карт.

С тезисом о росте e-commerce согласен сооснователь маркетплейса подарков flowwow Андрей Макеев. Он рассказал корреспонденту ComNews, что в 2023 г. рост компании составил почти 100%, а по прогнозам на 2024 г. составит около 75-85%. Андрей Макеев отметил, что их партнеры-магазины так и продолжат работать в реальном мире.

"Желание погулять, зайти в магазин, пообщаться с продавцами и другими покупателями - это часть природы человека. Чтобы сохранить это, мы открыли франшизы в офлайне. Да, есть переток покупателей из офлайн продаж в e-commerce, но люди продолжат ходить в магазины. Я затрудняюсь ответить точно, каким будет соотношение, но мне кажется, что 50 на 50", - рассказал Андрей Макеев.

Директор по IT ООО "Натура Сиберика" (Natura Siberica) Александр Хохлов сообщил, что за последние пять лет все компании, занимающиеся косметикой, отмечали рост e-com продаж на десятки процентов по отношению к результатам предыдущего года. По его мнению, сохраняется перспектива роста, но за счет чего этот рост идет - совершенно другой вопрос.

"Раньше причинами роста были появление новых покупателей или пересмотр модели поведения в отношении старых категорий, а сейчас рост осуществляется за счет роста среднего чека, а это означает, что растут цены", - обратил внимание Александр Хохлов.

Он отметил, что продажи продукции Natura Siberica растут в первую очередь через маркетплейсы.

"Двадцать лет назад все говорили бизнесу "идите в e-com, там вы сможете сэкономить на магазинах, складах, офисах". А сейчас ситуация изменилась, и e-com стал очень дорогим для бизнеса и есть два варианта, что произойдет дальше. Когда затраты становятся слишком высокими, их сократить позволяет технологический прорыв, которого пока нет и никто не скажет будет ли он вообще. Либо произойдет монополизация рынка, от которой выиграют маркетплейсы, или постепенно будет снижаться уровень клиентского сервиса. Возможно история "купить сейчас, доставить сейчас" очень ненадолго", - заключил Александр Хохлов.

Новости из связанных рубрик