По оценкам вице-президента по цифровым продуктам группы МТС Максима Лаптева, из 120 млн россиян - пользователей интернета больше 80% совершают покупки в Сети. По его наблюдению, e-commerce выросла в России больше чем в 40 раз за последние пять лет.
На фото: вице-президент по цифровым продуктам группы МТС Максим Лаптев, руководитель розничного кредитования "МТС Финтех" Иван Барсов
© ComNews
28.08.2024

Максим Лаптев рассказал об этом на бизнес-бранче лидеров цифрового развития "Тренды рынка e-com", организованном при поддержке Forbes Russia и МТС, который прошел 27 августа в Москве. Он отметил, что в онлайн вышли игроки областей, которые раньше и не думали об этом, например, подарки и бьюти.

"Люди могут покупать вещи через интернет под воздействием какой-то знаменитости или социального явления, а не руководствуясь каким-то клиентским опытом. На рынке так много контента, фич и предложений, что у клиента появляется проблема выбора, когда ему трудно принять решение, и вся отрасль, включая маркетплейсы, должна помочь клиенту сравнить и выбрать лучшее предложение", - отметил он во время выступления.

Позднее, в разговоре с корреспондентом ComNews, Максим Лаптев рассказал о бурном росте
индустрии e-com на примере Ozon, оборот которого 8-10 лет назад измерялся в десятках миллиардов рублей в год, а в 2023 г. перешагнул 1,5 трлн.

"Да, Ozon - один из самых больших игроков, но, на мой взгляд, это характеристика роста рынка. В моем понимании отрасль e-commerce выросла в России больше, чем в 40 раз и маркетплейсы растут заметно быстрее, чем кто-либо. Одна из причин - привычка к маркетплейсу как к витрине, на которой есть множество товаров", - рассказал он.

Однако, по мнению Максима Лаптева, день, когда e-commerce окончательно вытеснит ретейл в реальном мире, наступит еще не скоро. По его словам, существует достаточно большая доля потребителей, которые все еще предпочитают покупать в офлайне, взаимодействуя с человеком. Достаточно важную роль по-прежнему играет необходимость покупателя протестировать, "пощупать" потенциальную покупку и далее уже принять решение - купить в онлайне или в офлайне. МТС иллюстрирует этот тренд развитием качества и смыслов своей розницы, при этом последовательно сокращая ее присутствие, следуя уже рыночным тренда телеком-отрасли.

С тезисом о росте e-commerce согласен сооснователь маркетплейса подарков Flowwow Андрей Макеев. Он рассказал корреспонденту ComNews, что в 2023 г. рост компании составил почти 100%, а по прогнозам на 2024 г. составит около 75-85%. Андрей Макеев отметил, что их партнеры-магазины так и продолжат работать в реальном мире.

"Желание погулять, зайти в магазин, пообщаться с продавцами и другими покупателями - это часть природы человека. Чтобы сохранить это, мы открыли франшизы в офлайне. Да, есть переток покупателей из офлайн-продаж в e-commerce, но люди продолжат ходить в магазины. Я затрудняюсь ответить точно, каким будет соотношение, но мне кажется, что 50 на 50", - рассказал Андрей Макеев.

Директор по IT ООО "Натура Сиберика" (Natura Siberica) Александр Хохлов сообщил, что за последние пять лет все компании, занимающиеся косметикой, отмечали рост e-com-продаж на десятки процентов по отношению к результатам предыдущего года. По его мнению, сохраняется перспектива роста, но за счет чего этот рост идет - совершенно другой вопрос.

"Раньше причинами роста были появление новых покупателей или пересмотр модели поведения в отношении старых категорий, а сейчас рост осуществляется за счет роста среднего чека, а это означает, что растут цены", - обратил внимание Александр Хохлов.

Он отметил, что продажи продукции Natura Siberica растут в первую очередь через маркетплейсы.

"20 лет назад все говорили бизнесу: "Идите в e-com, там вы сможете сэкономить на магазинах, складах, офисах". А сейчас ситуация изменилась, и e-com стал очень дорогим для бизнеса, и есть два варианта, что произойдет дальше. Когда затраты становятся слишком высокими, их сократить позволяет технологический прорыв, которого пока нет, и никто не скажет, будет ли он вообще. Либо произойдет монополизация рынка, от которой выиграют маркетплейсы, или постепенно будет снижаться уровень клиентского сервиса. Возможно, история "купить сейчас, доставить сейчас" очень ненадолго", - заключил Александр Хохлов.

Новости из связанных рубрик