Александр Мамаев, генеральный директор, ООО "АНТ-ЦС"
Александр
Мамаев

генеральный директор ООО "АНТ-ЦС"
© ComNews
26.08.2024

Нехватка квалифицированных специалистов называется ключевым вызовом для российских технологических и промышленных компаний. В популистской риторике главной причиной нехватки кадров приводится массовый отток айтишников из России. При этом нет однозначного мнения, действительно ли этот отток имел место.

Отсутствие кадров также усугубляется демографическими проблемами, вызванными кризисами прошлого. Но ключевой проблемой кадрового дефицита является необходимость тратить кадровые ресурсы на те функции, которые ранее обеспечивала глобальная экспертиза иностранных компаний.

Разберёмся, почему так происходит.

Условно уехавшие

Очень популярно убеждение, что нехватка кадров связана с событиями 2022 года. Эта тема часто используется в популистских целях.

По данным Погранслужбы ФСБ, в первом квартале 2022 года из России действительно выехали 3,88 млн человек. При этом далеко не все уехали навсегда, решив сменить место жительства: просто многие страны открыли границы после пандемии. Кто-то отправился в отпуск, кто-то – учиться. Для сравнения: в I квартале 2021 года из страны выехали 2,66 млн, а в том же периоде 2020 года – 8 миллионов человек.

Тем не менее, в конце 2022 года глава Минцифры РФ Максут Шадаев заявил, что около 100 тысяч специалистов из ИТ-отрасли выехали из страны. Это около 10% от их общего числа айтишников – то есть каждый десятый. При этом важно, что 80% уехавших ИТ-специалистов продолжили работать на российские компании. По данным Минцифры России две трети уехавших в 2022 году уже вернулись обратно.

Средств-то у нас хватает

Здесь всё, как в мультфильме "Трое из Простоквашино": специалистов у нас хватает, у нас глобальной экспертизы не хватает.

Ключевой причиной острой нехватки кадров является массовый уход крупнейших международных компаний из России. После введения санкций в 2022 году нашу страну покинули основные авторы методик создания ПО, автоматизации и цифровой трансформации и главное, методик обучения специалистов в этой области.

Опыт, который был агрегирован международными компаниями, измеряется миллиардами человеко-часов квалифицированных специалистов со всего мира. Покупая SAP (или другой подобный продукт), российские компании не просто приобретали готовые наработки, которые можно интегрировать в своём бизнесе. Потребители того же SAP получали экосистему, ежедневно развиваемую более чем 100 тысячами профессионалов. Когда международные вендоры ушли из России, наша страна утратила доступ к этой глобальной, непрерывно развивающейся экспертизе.

В итоге на российские компании свалилась задача импортозаместить в кратчайшие сроки те решения, над которыми работали сотни тысяч специалистов. Но российская компания, где работает 1 тысяча специалистов, не может вобрать в себя экспертизу, которая была представлена вендором, превосходящим её в сто раз.

У крупнейших российских компаний, приобретающих ERP-решения, есть запрос на экспертизу высокого качества, которая непрерывно развивается. Этот запрос понятен, но на данный момент ни одна российская компания не в состоянии удовлетворить его. И дело не в отсутствии людей. Дело в том, что объём вложенных человеко-часов в развитие продукта, собранный исключительно в рамках российского рынка, недостаточен.

В итоге на внедрение одного проекта уходит в несколько раз больше времени за счёт отсутствия методологии и глобальной экспертизы. И российские специалисты пытаются в ускоренном режиме нагнать тот объём экспертизы, которым обладали международные вендоры к 2022 году.

Таким образом дефицит специалистов обусловлен не отсутствием людей, а необходимостью тратить ресурсы этих людей на активности, которые раньше не требовали такого объёма в рамках РФ.

Битва при демографической яме

При этом нельзя отрицать, что в конкретный момент времени, количество людей в возрасте 25-35 лет ниже необходимого. Это не является проблемой ИТ-сферы, поскольку причина этого дефицита – демографическая яма 1990-х годов.

Последствия демографического кризиса крупные компании решают разными способами. Во многих промышленных компаниях HR-специалисты пытаются набирать людей из небольших компаний, привлекая их с помощью более высоких зарплат и лучших условий труда. В итоге уровень зарплат ИТ-специалистов растёт, рынок труда "перегревается" и небольшие компании не имеют возможности предложить конкурентные зарплаты специалистам. Это приводит к падению рентабельности малого и среднего ИТ-бизнеса, а в перспективе – к его банкротству.

Если эта тенденция сохранится, на рынке останутся только крупные промышленные корпорации, содержащие специалистов in-house и 2-3 интегратора, вобравших в себя айтишников из разорившихся небольших компаний.

Это в свою очередь, приведёт к монополизации рынка ИТ. Чтобы выжить, малым и средним ИТ-компаниям, необходима государственная поддержка.

Как государство может помочь?

Лучшим вариантом поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства может быть стимулирование спроса. Один из механизмов возможного стимулирования спроса это внедрение методики Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (ЦКИКТ). Согласно данной методике, компании с государственным участием должны закупать ИТ-решения на внешнем рынке (не менее 70% бюджета на разработку).

Кроме того, на данном этапе необходимо признать, что российские компании не могут за пару лет поглотить мировую экспертизу в области ИТ. Иными словами, если мы хотим реально продолжить развитие информационных технологий, государству и корпорациям требуется дисконтировать свои амбиции и привести их в соответствие с реальными возможностями российских поставщиков ИТ-услуг. Это в том числе предполагает изменение тендерных и закупочных документов, выставляющих к ИТ-компаниям невыполнимые требования.