Photo by form PxHere
"Росдормониторинг" возобновил прием заявок на участие в тендере по доработке системы, которая мониторит автомобили, перевозящие большие грузы. Одна из задач - чтобы нейросеть определяла тип номера машины по фото. Начальная цена контракта - 210 млн руб. Причиной приостановки приема заявок стали жалобы в ФАС от "ВымпелКома" и "Софтлайн проектов".
© ComNews
21.08.2024

До 2 сентября открыт прием заявок на участие в государственной закупке №0373100005824000007 от федерального казенного учреждения "Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" ("Росдормониторинг"). Начальная максимальная цена (НМЦ) контракта 210 млн 73,5 тыс. руб.

Задачей поставщиков будет развитие информационной системы "Автоматизированная система "Мониторинг интенсивности и состава транспортного потока в части транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов на стационарных пунктах весового контроля, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения РФ".

Более конкретно задание звучит как разработка "интеллектуального модуля распознавания государственных регистрационных номеров и создание личного кабинета владельца автоматического пункта весогабаритного контроля, в составе которого размещено оборудование только для высокоскоростного взвешивания (АПВГК)".

Согласно описанию объекта закупки от "Росдормониторинга", цель модернизации системы - улучшить организацию весогабаритного контроля в России, сохранить дороги и сделать движение безопаснее. Для этого "Росдормониторинг" планирует создать специальный модуль для распознавания номеров машин и личный кабинет для владельцев дорог; в модуле будет поиск машин с неправильными номерами, учет иностранных номеров и обмен данными с другими системами, а в личном кабинете можно будет следить за работой весов.

Будущий разработчик системы должен будет сделать так, чтобы она распознавала государственные регистрационные номера (ГРН) на фотографиях, находила проезды по распознанным номерам в базе данных проездов с фотофиксацией, взаимодействовала с Государственной информационной системой электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), чтобы получать информацию о перевозочных документах и учитывать активированные поездки через АПВГК тяжеловесного транспортного средства.

https://www.comnews.ru/digital-economy/content/222695/2022-10-20/2022-w…

Помимо этого, разработчик должен будет создать "модуль автоматизированной интеллектуальной идентификации" автомобилей, который будет распознавать госномер автомобиля на основе полученных фотографий даже при отсутствии информации об этом номере. Помочь сделать это должен будет некий нейросетевой детектор, который будет считывать информацию с самого знака на автомобиле и с помощью нейронной сети определять, из какой страны этот автомобиль, и что за тип номера у него.

Модуль также должен подключать дополнительные камеры фотофиксации, чтобы выявлять проезды грузовых автомобилей через так называемые пункты взвешивания (АПВГК), сопоставляя номер, марку и модель транспортного средства в нужном временном диапазоне.

Ранее поставщиками услуг по этой информационной системе выступали ООО "Научно-производственное предприятие "Эрлан", ООО "Научно-внедренческая компания "Космософт", ООО "ИБС экспертиза", ООО "Софттелематика". Пресс-службы этих компаний не ответили на вопрос ComNews о намерении принять участие в закупке в этот раз.

Среди других компаний, которые оказались заинтересованы условиями тендера, оказались ПАО "ВымпелКом" и ООО "Софтлайн проекты". Эта заинтересованность обусловлена жалобами данных компаний на "Росдормониторинг" в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

"Росдормониторинг" разместил тендер 16 июля 2024 г., 29 и 31 июля опубликовал разъяснения к требованиям в ответ на поступивший к ним запрос. Названия компаний, которые послали уточняющие вопросы, на сайте госзакупок не опубликованы.

На следующий день после того, как были опубликованы разъяснения, на сайте госзакупок появились уведомления о двух жалобах в ФАС. Из-за этого в течение нескольких дней, с 5 по 13 августа, прием заявок на участие в тендере прекратился, но уже 19 августа возобновился.

Жалоба "Софтлайн проектов" была на "действия (бездействие) заказчика, контрактной службы, контрактного управляющего, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения в части установленных положений извещения об осуществлении закупки". Но, по данным сайта закупок, эта жалоба признана необоснованной.

Из текста жалобы "ВымпелКома", которая была принята частично, следует, что "Росдормониторинг" не установил запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, не применил обязательную форму типового контракта, а описание объекта закупки, которое он разместил, не содержит необходимых сведений и характеристик.

Одно из требований, которое напрямую влияет на выбор будущего поставщика, - это критерии их оценки. Согласно приложению к тендеру от "Росдормониторинга", приоритеты по значимости критериев для потенциальных заказчиков в тендере на создание государственной или муниципальной информационной системы выглядят так: 30% значимости критерия - цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 70% - квалификация участника закупки, наличие у него материальных ресурсов и релевантного опыта.

По мнению представителей "ВымпелКома", установление такого соотношения значимости критериев оценки заявок неправомерно, поскольку информационная система "Росдормониторинга" не является ни государственной, ни муниципальной.

Руководитель отдела тендерных процедур ООО "ЧЕСКА" (системный интегратор CESCA) Анна Клейменова объяснила, что поскольку и в техническом задании, и в разъяснении "Росдормониторинга" прописано, что объект закупки обладает признаками государственной информационной системы, ведь эта система создана в целях реализации полномочий государственного органа, то установление предельных величин по критериям оценки заявок (30/70) является верным.

"Любой потенциальный участник размещения заказа, который сомневается относительно правильности установленных положений в документации, должен направить запрос на разъяснение в адрес заказчика. Это поможет сэкономить время на подготовку заявки, понять позицию заказчика и при необходимости подготовить жалобу в ФАС, основываясь на первичных пояснениях заказчика. Это увеличит шансы, что жалоба будет составлена более объективно и может быть признана обоснованной. Кроме того, подача запросов на разъяснение от участников для комиссии косвенно демонстрирует их намерение участвовать в закупке, а не просто создавать путаницу в процессе процедуры, особенно если их доводы не подкреплены фактами", - считает Анна Клейменова.

Представители пресс-службы "ВымпелКома" и "Софтлайн проекты" от комментариев отказались. Пресс-служба "Росдормониторинга" не ответила на вопросы ComNews.

Новости из связанных рубрик