Павел
Королев

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
12.08.2024

С марта 2024 года небольшие операторы сотовой связи стали получать штрафы за неподключение к системе "Антифрод". К делу подключилась даже прокуратура Санкт-Петербурга, которая начала подавать иски на местных операторов. Однако попытка законодателей избавить россиян от мошеннических звонков скорее погубит мелких операторов связи, чем убережет их клиентов от телефонных мошенников.

После 1 марта 2024 года (дедлайн для подключения) Роскомнадзор начал штрафовать мобильных операторов связи, которые не подключились к системе "Антифрод". 5 августа к карательным действиям присоединилась и прокуратура Санкт-Петербурга, которая подала иск в суд на местного оператора связи "СТ Телеком". Таким образом, государственные органы пытаются стимулировать операторов, чтобы те подключились к системе, которая должна оберегать клиентов от телефонных мошенников.

По данным Роскомнадзора, по состоянию на август 2024 г. к системе подключилось 1155 операторов из 1190 с действующей лицензией. Еще 35 операторов связи продолжают осуществлять деятельность без "Антифрода".

Система "Антифрод" предназначена для борьбы с телефонным мошенничеством, связанным с подменой номеров. Однако далеко не всегда мошенники для обмана жертвы пользуются именно подменой номера. Они звонят с личных номеров российских, зарубежных, через мессенджеры. Поэтому "Антифрод", возможно, и снижает количество мошеннических звонков, но не уберегает клиентов полностью от злоумышленников. Часто даже клиенты "большой четверки" операторов становятся жертвами мошеннических звонков (в том числе и с подменой номера).

Но почему все-таки остаются операторы, не подключившиеся к "Антифроду", если они понимают последствия бездействия в виде штрафов? Вряд ли это простое разгильдяйство. Скорее всего, у малых операторов связи не хватает средств или технической базы для подключения к системе. За это они получают штрафы от Роскомнадзора, из-за чего погружаются в еще большую финансовую яму. В какой-то момент расходы операторов начинают превышать доходы, что заставляет их уходить с рынка.

Стоит отметить, что это не первая финансовая трудность для мелких операторов связи. В сентябре 2023 года Госдума РФ приняла закон, который многократно повышает госпошлину за выдачу лицензии связи с 7,5 тыс. рублей до 1 млн рублей, что для небольших операторов является огромной и, в большинстве случаев, неподъемной суммой. Сюда же можно добавить обязательство для каждого оператора установки средств оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ) и "пакет Яровой", на реализацию требований которого также нужны немалые средства.

В совокупности все эти требования не позволяют мелким операторам связи вести деятельность по всем нормам законодательства. Им банально не хватает денег. Теперь еще вдобавок к трем существующим пунктам, требующим больших затрат (лицензии, СОРМ, "пакет Яровой"), добавились и штрафы за неподключение к системе "Антифрод". Они окончательно уберут с рынка "лишних" игроков.

При этом нельзя сказать, что государство выбивает мелких операторов специально, оставив олигополию из нескольких крупных. Вероятно, государство действительно вводит новые законопроекты с благими намерениями для всевозможной защиты граждан от телефонных мошенников. Однако эти нововведения оказываются слишком дорогими.

Многие операторы попадают в трудные условия, с которыми попросту финансово не могут справиться. В итоге штрафы за неподключение к системе "Антифрод" для части из них станут последним забитым гвоздем в крышку гроба. А те, кто выживут, скорее всего, через некоторое время столкнутся с новыми требованиями, штрафами, еще одним повышением цен на получение лицензии, и также будут постепенно уходить с рынка. В итоге не намеренно, но по стечению обстоятельств это все-таки приведет к олигополии операторов связи на российском телеком-рынке.