Дивный новый мир цифровой трансформации: банки испугались конкуренции со стороны маркетплейсов
Швецова
Традиционные банки жалуются на маркетплейсы, которые предоставляют финтех-услуги. В то время как первые говорят, что платформы электронной коммерции занимаются нечестной конкуренцией и не чувствуют на себе пристального взгляда регулятора, вторые утверждают, что борются за клиента и выполняют те же регуляторные требования, что и банковская система в РФ. Классические банки призывают к регулированию банков внутри маркетплейсов. Однако сами активно осваивают нишу маркетплейсов, а также другие не свойственные кредитным организациям сферы.
На Петербургском международном экономическом форуме 2024 года крупные традиционные игроки финансового рынка Альфа-Банк и ВТБ пожаловались Центробанку на растущую популярность финтех-сервисов маркетплейсов.
Главный управляющий директор Альфа-Банка Владимир Верхошинский в ходе дискуссии "Банки или маркетплейсы: чей финтех круче?" привел статистику: 83% пользователей Ozon совершают покупки с помощью карты "Ozon Банка", что лишает традиционные банки существенной части денежных потоков. Причина популярности карты "Ozon Банка" - скидки на товары площадки. В выигрыше от такой конвергенции остаются и потребители, и маркетплейсы, ведь они действительно много теряют на банковском эквайринге: до 2021 года Wildberries - до снижения цен на товары при оплате с помощью российских платежных систем - терял 40 млн рублей в день на эквайринге. Банкиры назвали действия маркетплейсов недобросовестной конкуренцией, регулятивным арбитражем и призвали Центробанк вмешаться в ситуацию.
Ранее эту тему поднимали ВТБ и Промсвязьбанк (ПСБ) на конференции "Платежная индустрия - стратегическое развитие и новые решения". В частности, участники той дискуссии возмущались, что маркетплейсы предоставляют скидку за оплату с внутреннего счета, который бесплатно пополняется через СБП. Комиссия площадки в этом случае минимальная или даже отсутствует, в то время как сборы за эквайринг могут достигать 2%. Зампред ПСБ Константин Басманов сказал, что так клиент теряет кешбэк от банка, а маркетплейс увеличивает маржу. К регулированию тогда призвал и глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
В апреле 2024 года председатель ЦБ Эльвира Набиуллина сказала, что Банк России обсуждает, нужно ли дополнительно регулировать банки, принадлежащие крупным маркетплейсам. Однако она подтвердила, что такие банки действуют по общим правилам банковской деятельности - то есть тоже попадают под регулирование и надзор.
Опасения банков понятны: маркетплейсы, действительно, становятся все популярнее, и с помощью их финтех-сервисов клиенты совершают все больше операций. По статистике аналитической компании Data Insight, объем рынка интернет-торговли в 2023 году составил 7,9 трлн рублей - это на 48% больше, чем годом ранее. По прогнозам аналитиков, в 2024 году объем продаж на российском рынке e-commerce вырастет более чем на треть - до 10,7 трлн рублей.
Чтобы убедить регулятора обратить внимание на маркетплейсы, традиционные банки приводят следующие аргументы: банки "рассматриваются под лупой", а финтех-сервисы маркетплейсов так не контролируются; конкуренция недобросовестная, хотя и не противоречит закону; платформы не вкладывают столько же средств в кибербезопасность, как системообразующие банки; если что-то произойдет с традиционными банками, которые оказались в невыгодном положении из-за маркетплейсов, финансовая система страны испытает стресс.
На тезис о недостаточном надзоре можно ответить фактом: банковская деятельность в России жестко регулируется Центробанком. У "Ozon Банка" есть универсальная лицензия, так же как у "Яндекс Банка", у "Вайлдберриз Банка" - базовая. Получить лицензию крайне сложно, так что все участники рынка, будь то Альфа-Банк или "Оzon Банк", работают на равных условиях. А опасность для финансовой системы, о которой говорят банки, явно преувеличена: маркетплейсы не могут нанести непоправимый ущерб банкам, потому что те предоставляют еще множество других конкурентных услуг и клиенты от них не уйдут.
К тому же банки сами активно заходят на "чужую территорию": запускают виртуальных операторов мобильной связи (MVNO), собственные платформы электронной коммерции и прочие сервисы. У Альфа-Банка, к примеру, есть low-code-платформа для создания сайтов. У ВТБ - виртуальный сотовый оператор "ВТБ Мобайл". У "Сбера" вообще есть несколько собственных маркетплейсов - "Мегамаркет" и "Сбермаркет", а также MVNO. Поэтому жалобы традиционных банков на "недобросовестную конкуренцию" выглядят немного лицемерно.
В конечном счете все это - проявления нарастающей цифровой трансформации. Крупные игроки активнее вторгаются в смежные сферы и строят экосистемы, предлагая клиенту одновременно и банк, и сотового оператора, и маркетплейс, и онлайн-кинотеатр, и много что еще. Платформы электронной коммерции не отстают от гонки. А возмущения банков выглядят, скорее, как попытка сохранить позиции, используя лоббистский ресурс.
Член совета директоров Центробанка Алексей Гузнов на ПМЭФ-2024 заявил, что регулятор не намерен вмешиваться в конкурентную борьбу. "Вопросы кешбэка, комиссий или процентов у маркетплейсов - это вопросы конкурентной борьбы. И пожалуй, они не в нашей компетенции", - сказал Алексей Гузнов. Он отметил, что в 2025 году ЦБ вернется к рассмотрению новых подходов к регулированию, которое предполагалось еще несколько лет назад: оно коснется и экосистем банков, и банков внутри экосистем.
В конечном счете главное, чтобы в споре банков и маркетплейсов участники не забывали о потребителях.