Центробанк вернется к обсуждению регулирования банковских экосистем в 2025 г.
ПМЭФ-2024. На фото слева направо: модератор Ксения Собчак, заместитель президента - председателя правления банка ВТБ Георгий Горшков, глава "Альфа-Банка" Владимир Верхошинский, статс-секретарь - заместитель председателя, член совета директоров ЦБ РФ Алексей Гузнов, управляющий директор Ozon Сергей Беляков, управляющий партнер "Авито" Иван Гуз, директор департамента цифровой трансформации и координации бюджетных расходов Минцифры РФ Алексей Чукарин. На экране: генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук.
Дискуссия о неравных условиях традиционных банков и банков внутри маркетплейсов проходила в рамках сессии "Банки или Маркетплейсы: чей финтех круче?" на ПМЭФ-2024. По словам члена совета директоров Центробанка Алексея Гузнова, существует три варианта взаимодействия банков и экосистем: экосистема строится вокруг банка, банк участвует как партнер в экосистеме, компания покупает банк ради построения экосистемы. Он заявил, что Банк России запланировал возвращение к дискуссии о регулировании экосистем и банков в 2025 г. - прежде всего будут проработаны операционные риски.
"Регулирование было заявлено перед 2020 г., - объяснил Алексей Гузнов. - Мы отложили дискуссию с учетом кризиса, который был в экономике, финансовой сфере, но она не забыта. То есть здесь ничего нового я не рассказываю, я говорю о некоторых более понятных для нас сроках. И мы надеемся перейти к этой дискуссии. Это о вопросах финансовой устойчивости организаций и каким образом это организовать с учетом новых категорий, факторов и рисков".
https://www.comnews.ru/content/229440/2023-10-16/2023-w42/1008/gosduma-…
В рамках сессии глава "Альфа-Банка" Владимир Верхошинский пожаловался на неравноправную конкуренцию между классическими банками и банками маркетплейсов и назвал действия маркетплейсов "регулятивным арбитражем".
"Альфа-Банк" провел исследование, согласно которому 83% клиентов предпочитают "Ozon банк", потому что там есть скидка при покупке на маркетплейсе - это Владимир Верхошинский назвал "ценовой дискриминацией".
"Если не букве, то духу закона о защите конкуренции это противоречит, а еще это противоречит правилам платежных систем, - сказал Владимир Верхошинский. - Эти скидки - все в убыток. Вы видели финансовые результаты Ozon - растущий убыток - 42,7 млрд руб. чистого убытка за прошлый год. Понятно, что это модель монетизации, капитализации: ты инвестируешь в будущее, растешь. А если появятся реальные проблемы? В реальном секторе экономики, если предприятие убыточное и при нем кэптивный банк, то Центробанк его закроет. Почему в цифровой экономике по-другому?"
В качестве примера о "рисках серой экономики" он привел "Киви банк", после закрытия которого рынок "тряхнуло". Он высказал опасение, что из-за проблем с маркетплейсами он может пострадать еще раз.
"Это регуляторный арбитраж, когда системно значимые банки рассматриваются под лупой, а банки, у которых десятки миллионов клиентов (более 20 млн. клиентов у "Ozon банка". - прим. ComNews), но они не являются системно значимыми, пока не контролируются. Это создает риски для всей системы, - высказал мнение Владимир Верхошинский. - Я уверен, что этот регуляторный арбитраж уйдет в ближайшее время, просто феномен финтехов на маркетплейсах недавний, ему около года. Считаю, что правила игры должны быть для всех одинаковыми".
Слова главы "Альфа-Банка" вызвали сопротивление со стороны управляющего директора Ozon Сергея Белякова и генерального директора Wildberries Татьяны Бакальчук.
"Мы - банк, ведем лицензируемый вид деятельности. Мы под такими же регуляторными требованиями, как и другие банки - в этом смысле никакого регуляторного арбитража нет. Поэтому проиграем мы или выиграем, зависит от качества работы нашей команды", - заявил Сергей Беляков.
Также управляющий директор Ozon рассказал, что 40% клиентов используют карту "Ozon банка" для операций вне экосистемы. А в скидках нет ничего нечестного - все банки используют программы лояльности - кешбэки. Татьяна Бакальчук согласилась: "У меня есть много знакомых, которые пользуясь нашим маркетплейсом, не покупают через наши кошельки, потому что им предпочтительнее системы лояльности других банков". Также Татьяна Бакальчук попросила не вводить регулирование цифровых платформ. Заместитель президента - председателя правления банка ВТБ Георгий Горшков привел результаты исследования, согласно которому у 80% граждан России от 18 лет имеют две карты или более в разных банках.
"Вопросы кешбэка, комиссий или процентов у маркетплейсов - это вопросы конкурентной борьбы. И, пожалуй, они не в нашей компетенции", - обозначил позицию Алексей Гузнов, член совета директоров ЦБ.
При этом заведующий МГКА "Бюро адвокатов "Де-юре" Никита Филиппов отметил, что финансовые технологии активно развиваются, и законодатель не успевает за ними: "Что касается финтехнологий маркетплейсов, то этого регулирования просто не существует, и вообще не существует законодательно закрепленного понятия "маркетплейс".
Председатель правления ВТБ Георгий Горшков предупредил об опасности со стороны финансовых инструментов внутри маркетплейсов. "Эти "душные" правила в банковской сфере зачем созданы? Чтобы защищать средства клиентов. По нашим данным, в 83% случаев потребители сами отдают персональные данные мошенникам до того, как началось взаимодействие со счетом. Проблема в том, что зачастую погоня за выгодой рождает риски для нас самих, - сказал Георгий Горшков. - Дополнительное регулирование маркетплейсов как торговых площадок не в сфере интересов банков, но мы хотим защитить каждого из нас как потребителя. И поэтому, если уж хотите конкурировать с нами, вкладывайте десятки миллиардов рублей, пожалуйста, в защиту нас как потребителей - в платежную гигиену, в защиту персональных данных, в развитие системы "Антифрод".
Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявляла, что Банк России обсуждает вопрос дополнительного регулирования маркетплейсов, которые оказывают банковские и платежные услуги.
https://www.comnews.ru/content/232016/2024-03-13/2024-w11/1008/obem-pro…