Сертификация востребована заказчиками
Руководитель программ обучения и сертификации ООО "Базальт СПО" Мария Петрова назвала одной из главных задач адаптацию учебных программ под каждого конкретного заказчика. Они, как она заявила, будут строиться по модульному принципу и охватывать разные уровни, от базового, ориентированного на массового пользователя, до узкоспециализированных программ для профессионалов. По итогам 2023 г., как заявила Мария Петрова, обучение по работе с продуктами от "Базальт СПО" прошли более 3,5 тыс. человек, среди которых более 50 составили преподаватели различных учебных центров и образовательных учреждений.
Директор по продуктам "Базальт СПО" Владимир Черный назвал обучение, наряду с сопровождением, значимым направлением работы для вендора и партнеров в условиях реального внедрения российского ПО, которое вышло из фазы экспериментов. При этом сама компания "Базальт СПО", как заявил заместитель генерального директора, председатель совета директоров компании, член правления АРПП "Отечественный софт" и НК "Руссофт" Алексей Смирнов, планирует заниматься исключительно тем, что у нее хорошо получается - разработкой операционных систем и их поддержкой, отдавая другие функции, включая обучение, компаниям-партнерам, в том числе образовательным учреждениям и коммерческим центрам.
https://www.comnews.ru/content/232625/2024-04-12/2024-w15/1008/bazalt-p…
"У нас регулярно проходят обучение заказчики. Не всем актуальна именно сертификация (прохождение тестирования), но всем важно пройти обучающий курс. Невозможно работать с продуктом, не понимая его функциональных особенностей", - уверена директор отдела по работе с партнерами НТЦ ИТ РОСА Дарья Тулинова.
"Мы изначально пошли по пути взаимодействия с учебными заведениями. Так, например, год назад мы разработали совместный курс с Сибирским федеральным университетом в формате программы ДПО. Причем курс получился довольно академичным: он освещает как классические, базовые аспекты Linux, так и отличия ОС "Атлант" от всех остальных. Емкость 72 часа позволила хорошо его наполнить. И на наш взгляд, подобные фундаментальные курсы не должны обновляться слишком часто, - считает генеральный директор ГК Applite Сергей Терских. - Кроме того, в начале 2024 г. мы в определенной степени открылись для взаимодействия с вузами и ссузами. Мы объявили старт академической программы, безвозмездно передаем лицензии для научных и образовательных целей. Причем речь идет не о каких-то временных лицензиях или версиях с обрезанной функциональностью - это точно такое же ПО корпоративного класса. Это подстегнуло интерес к нашему решению, и мы помогаем еще нескольким учебным заведениям готовить учебные программы к новому учебному году".
Мария Петрова представила на партнерской конференции обновленную сертификационную программу компании. В настоящее время "Базальт СПО" предлагает пройти сертификацию по трем категориям: администратор, специалист по продуктам и специалист по технологиям виртуализации. Сертификат администратора, как отметила Мария Петрова, можно получить в вузе или ссузе, пройдя соответствующий курс. Сертификационный экзамен на специалиста по технологиям виртуализации, по ее словам, самый сложный, а процедура сдачи теста является двухуровневой. На конференции Мария Петрова лично вручила сертификаты первым двум сотрудникам партнеров "Базальт СПО" (на фото). Сертификация специалистов по продуктам, по ее словам, будет дорабатываться в течение 2024 г.
"Интерес к сертификации резко возрос. Это связано с тем, что организации, в первую очередь владельцы объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ), переводят ИТ-инфраструктуру на российское ПО и программно-аппаратные комплексы. Есть договоры, в которых прописано обязательное наличие сертифицированных специалистов у заказчика при продаже наших продуктов. В этом случае заказчик отправляет к нам на обучение сотрудников. По ряду контрактов предусмотрена скидка при наличии в штате заказчика специалистов, сертифицированных по продуктам АО "ИВК". Организация, заключающая контракт на крупную сумму, заинтересована в предварительном обучении сотрудников, - напоминает ведущий системный аналитик АО "ИВК" Алена Федотова. - Кроме того, слушателями курсов по продуктам АО "ИВК" становятся физические лица - специалисты, которым важно повысить квалификацию и тем самым поднять рейтинг на рынке труда".
Директор департамента образования "Группы Астра" Александра Алешкова назвала сертификацию одним из вариантов подтверждения знаний и умений специалиста: "Заказчики, конечно же, предпочитают получить подтверждение компетентности ИТ-специалистов в виде сертификатов. Это сложившаяся практика в мире ИТ. Она очень востребованная. Также сертификационные программы вендоров выступают ориентиром качества подготовки специалистов, задавая определенную планку, которой должны достигать обучающиеся для дальнейшего трудоустройства. Они являются своеобразной линейкой измерения компетентности специалистов в определенной технологии или продукте. Университеты предлагают фундаментальные знания, охватывая большой технологический стек в рамках своих программ. Но чтобы полностью готовить к линейке сертификации, им пришлось бы проводить специализированные курсы под каждую сертификационную программу.
Поэтому сотрудничество между образовательными учреждениями и компаниями, предлагающими сертификационные программы, становится взаимовыгодным и полезным для всех участников процесса, в том числе для заказчиков. Мы разработали линейку программ обучения и сертификационных программ по продуктам ГК "Астра" и успешно продолжаем деятельность в этом направлении. Мы постоянно расширяем образовательные курсы и сертификационные экзамены, включая в них новые продукты, специализированные варианты начального уровня аттестации для студентов, а также совместно с партнерами работаем над вопросами стандартизации в этой области".
ИТ-архитектор линии внедрения Directum Андрей Ардашев прямо связал то, насколько массовыми и доступными будут программы сертификации, с тем, насколько быстро удастся покрыть кадровую потребность. Однако, по его оценке, в развитии программ сертификации по российским ОС есть и проблемные моменты, о которых нельзя умалчивать: "Пока сами отечественные операционные системы еще недостаточно зрелые и функциональные в сравнении с зарубежными аналогами, их внедрение происходит по необходимости импортозамещения. Есть также риск, что вендоры начнут злоупотреблять положением и навязывать рынку некачественные или чрезмерно дорогие сертификации. Поэтому важен внешний контроль, в том числе со стороны профессионального сообщества. Нужно не допустить, чтобы сертификация по российским ОС стала чисто формальной процедурой, своего рода "оброком" для ИТ-компаний. Экзамены должны быть действительно сложными, а подготовка к ним реально повышать квалификацию специалистов. Иначе сертификаты девальвируются и потеряют доверие. Нельзя забывать о международном признании. Фокусируясь на российских системах, важно поддерживать и сертификацию по общемировым стандартам, чтобы наши специалисты были конкурентоспособны и за рубежом. Подводя итог, проблемы есть, но в целом сертификация по российским ОС безусловно нужна и полезна. Просто необходимо учитывать все риски и работать над постоянным повышением качества как самих операционных систем, так и экзаменов для ИТ-специалистов. Если получится выстроить по-настоящему эффективную и беспристрастную систему сертификации, польза для отрасли будет колоссальной".
Программа сертификации у НТЦ ИТ РОСА, как отметила Дарья Тулинова, также есть, и сертификат действует два-три года, что соответствует срокам жизненного цикла продуктов. Также НТЦ ИТ РОСА, как проинформировала Дарья Тулинова, проводит конкурсы по продуктам, в частности, в рамках Чемпионата профессионального мастерства города Москвы "Московские мастера - 2024″, где появилась компетенция по разработке ПО.
"Cертификация очень актуальна и востребована среди заказчиков, так как является подтверждением качества компетенций их сотрудников. Наличие программ сертификации оказывает значительное влияние на учебные программы в вузах и колледжах. Вузы и ссузы внедряют в учебные планы модули с программами обучения от вендора, чтобы подготовить студентов к успешной сдаче итоговых экзаменов. Это позволяет приобретать дополнительные знания и навыки, соответствующие требованиям современного рынка труда, что поможет повысить шансы на трудоустройство и карьерный рост, - считает заместитель генерального директора ООО "Ред Софт" Рустам Рустамов. - Программа сертификации "Ред Софт" за последний год была адаптирована под изменения программных продуктов. Также повышены требования к подготовке самих специалистов".
Глава комитета по информатизации образования АРПП "Отечественный софт", руководитель образовательных программ "Хаб Знаний МойОфис" ООО "Новые облачные технологии" Анастасия Горелова отметила, что сертификат полезен как для оценки потенциального кандидата на работу, так и для калибровки знаний и достижений действующего специалиста, его потенциала роста: "Сертификация помогает работодателю в потоке резюме быстро увидеть эксперта с подтвержденными знаниями. Например, сертификат ИТ-специалиста "МойОфис Старт" значит высокий уровень подготовки инженера в области Linux-систем, а сертификат "Пользователь МойОфис Стандартный" - что специалист умеет обрабатывать текстовую и табличную информацию, готовить презентации и работать с электронной почтой. Но при этом важно отметить, что сертификат ради сертификата - порочная идея и в гонке за "красивыми бумажками" надо учитывать все же подготовку и реальные умения".
Заместитель генерального директора АО "МВП "СВЕМЕЛ" Александр Федичкин, однако, выразил некий скепсис: "За все время мы ни разу не сталкивались с потребностью заказчиков в сертифицированных специалистах в отношении разработок нашей компании. Заказчик доверяет нам как разработчикам и профессионалам развертывание и сопровождение операционных систем на реальных объектах размещения ОС. Нам представляется, что это осознанное и верное решение. Особенности инфраструктуры заказчика, корректировка задач требуют постоянной корректировки и совершенствования программных решений. Чужие специалисты, хоть и сертифицированные, не будут успевать за такими изменениями. А значит, качество услуг для заказчика может пострадать. Именно поэтому наша компания никогда не ставила перед собой задачу разработки программы сертификации для специалистов заказчиков в отношении наших ОС".