Россия прирастет ИТ-специалистами
По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, две трети уехавших из России в 2022 г. ИТ-специалистов вернулись. Минцифры также сообщило, что в 2023 г. информационные технологии стали одной из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики: все экономические показатели в ИТ демонстрируют двузначные темпы роста, объем отгрузки собственной продукции и услуг, являющийся наиболее значимым показателем состояния индустрии, в 2023 г. вырос более чем на 30% и достиг 3 трлн руб., а средняя зарплата по ИТ-отрасли в 2023 г. увеличилась на 13% и, по данным Министерства труда, превысила 130 тыс. руб.
Новый нацпроект "Экономика данных", рассчитанный до 2030 г., предполагает развитие систем связи, создание суверенной инфраструктуры для хранения и сбора данных, работу над технологиями квантовой коммуникации и шифрования. По прогнозам экспертов, к 2030 г. оборот экономики данных в России достигнет 800 млрд руб., а применение технологий искусственного интеллекта (ИИ) добавит более 11 трлн руб. к валовому внутреннему продукту (ВВП). До 2030 г. государство планирует поддержать не менее 1000 ИТ-стартапов, создать 2000 решений и продуктов, подготовить более 850 тыс. специалистов, а также увеличить скорость работы госсервисов на 25%.
4 апреля министр просвещения России Сергей Кравцов на совещании с членами правительства и главой государства Владимиром Путиным отметил, что с 2022 г. на рынок информационных технологий РФ вышло 30 тыс. молодых специалистов по ИТ и программированию.
Сложности на пути
Руководитель HR-отдела российского производителя общесистемного и прикладного программного обеспечения ООО "АЛМИ Партнер" (ALMI Partner) Мария Семенова рассказала корреспонденту ComNews, что если сравнивать рынок ИТ-кадров в нашей стране в 2020 г. с нынешним временем, то налицо как минимум две негативные тенденции. "Во-первых, ИТ-компании в 2024 г. столкнулись с тем, что им приходится брать на работу молодых специалистов с минимальным опытом, которые при этом имеют завышенные зарплатные ожидания. Во-вторых, благодаря активной пропаганде ИТ как отрасли с огромными зарплатами и минимальным порогом входа, на рынок хлынули очень узконаправленные специалисты с трехмесячными курсами за спиной, которые хотят переходить из компании в компанию", - сказала Мария Семенова.
Генеральный директор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" (НЦК ИСУ) Кирилл Семион считает, что заявленных в нацпроекте "Экономика данных" показателей добиться вполне реально. "Для этого потребуется введение дополнительных программ обучения не только в высшей школе, но также и в средней специальной и начальной, где обязательно должно быть изучение основ программирования и системного анализа, архитектуры построения информационных систем и создания интеллектуальных решений. Необходимо будет при формировании новых учебных планов привлекать не только представителей крупнейших ИТ-компаний, но и специалистов ИТ-подразделений самых технологичных компаний-заказчиков", - отметил Кирилл Семион и обратил внимание, что это позволит обучающимся вместе с теоретической базой изучать практические аспекты внедрения и применения технологий и решений.
Генеральный директор облачного провайдера Nubes (ООО "Нубес") Василий Степаненко говорит, что на практику часто приходят студенты и только начинают понимать, как устроен центр обработки данных, что такое "облако" и как все это взаимоувязывает информационная безопасность. "Для того чтобы готовить качественных ИТ-специалистов, было бы хорошо всех студентов ежегодно отправлять на практику в компании, занимающиеся не только разработкой ПО, но и сборкой серверов, систем хранения данных и сетевого оборудования. Они могли бы практиковаться у интеграторов, которые реализуют значимые аппаратные проекты, чтобы понимать, как ведутся подобные работы", - сказал гендиректор Nubes. Он подчеркнул, что, кроме практики, нужно обеспечивать студентам старших курсов возможность комфортно подрабатывать по специальности, чтобы им "не приходилось набираться опыта в сфере ресторанов быстрого питания и денег хватало на жизнь".
"Важно также в регионах сделать обучение по ИТ-специальностям ничуть не хуже столичного. Интересное обучение позволит привлечь людей в сферу ИТ", - отметил Василий Степаненко.
Вузы в помощь
Экосистема ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) совместно с резидентом Varwin (ООО "3Д Инновации") и в партнерстве с Белгородским государственным национальным исследовательским университетом (НИУ БелГУ) запустили образовательную программу по изучению и использованию технологий виртуальной реальности в различных социальных сферах - в рамках проекта "Цифровые кафедры". "На платформе виртуальной реальности будут запускаться иммерсивные проекты для технических дисциплин, а также для гуманитарных и естественных наук. Это позволит студентам и педагогам разрабатывать 3D/VR-проекты для решения значимых социальных задач в различных сферах - безопасности окружающей среды и кибербезопасности, городском благоустройстве, научных исследованиях, культурной и развлекательной деятельности", - сказано в сообщении МТС.
"МТС и НИУ БелГУ реализует в нашем регионе один из инновационных проектов в сфере современного высшего образования. Это стало возможным благодаря нашей активной работе со стартапами. МТС не только поддерживает разработчиков денежно, но и готова помогать всеми имеющимися ресурсами: от грантов до содействия с заключением партнерств с ведущими внешними игроками и выходом на потенциальных заказчиков", - подчеркнула директор МТС в Белгородской области Гузель Галеева.
"Газпром нефть" подняла ИТ-образование на новый уровень
Пресс-служба ПАО "Газпром нефть" сообщила, что 4 апреля члены Ассоциации крупнейших потребителей ПО и оборудования создали Лигу партнеров в сфере ИТ-образования, в которую вошли "Газпром нефть" и технологические компании, такие как ПАО "Группа Астра", АО "Позитив Текнолоджиз" (Positive Technologies), АО "ТКС" (Trueconf) и ООО "Пикс Роботикс" (PIX Robotics). "За два года компании планируют подготовить более 200 образовательных программ и сертифицировать свыше 100 преподавателей и бизнес-тренеров, а также к концу 2025 г. обучить навыкам работы с новым российским софтом около 100 тыс. специалистов из разных индустрий", - сообщила пресс-служба "Газпром нефти".
Директор дирекции ИТ, автоматизации и телекоммуникаций "Газпром нефти" Антон Думин рассказал корреспонденту ComNews, что фокус Лиги партнеров в сфере ИТ-образования направлен на реализацию потенциала синергии разработчиков и заказчиков по развитию системы переобучения, а также дообучения сотрудников крупных промышленных компаний работе с новыми российскими ИТ-решениями. "Благодаря объединению усилий, лучших практик и методологий участники (заказчики и производители ПО и оборудования) получат целый ряд преимуществ: развитие совместной системы подготовки экспертов и тренеров, совместной разработки образовательных продуктов, реализации партнерских проектов, верификацию курсов разработчиками ИТ-решений и многое другое", - отметил Антон Думин. Он уточнил, что Лига сфокусирована на подготовке специалистов в области применения российского стека технологий и успешном внедрении всех необходимых российских ИТ-решений.
Руководитель отдела знаний PIX Robotics Анна Козлова считает, что планы Лиги партнеров в сфере ИТ-образования по обучению более чем реальны. "В рамках образовательного проекта, который запустила "Газпром нефть" вместе с крупными поставщиками ПО, в том числе с нашей компанией, планируется проводить обучение по разным ИТ-продуктам. В будущем к проекту присоединятся и другие вендоры, чьи решения тоже будут включены в образовательный план", - сказала она. Анна Козлова полагает, что необходимость перевыполнить намеченный план может возникнуть из потребностей корпоративных заказчиков, в частности, главного инициатора Лиги – "Газпром нефти".
Директор департамента образования "Группы Астра" Александра Алешкова рассказала ComNews: "Мы не заменим высшее образование, но, объединившись с коллегами, можем профессионально обучить специфике работы с конкретными продуктами. Мне представляется, что обучить 100 тыс. специалистов к концу 2025 г. - это реальная цифра, учитывая, что каждый из партнеров в самостоятельном режиме обучает большое количество людей, а в синергии мы способны на многое. Что касается потребностей рынка, около 600 вузов занимаются обучением ИТ-специалистов, и несмотря на это, потребности в кадрах все еще высоки и до перевыполнения планов далеко".
Позитивные тенденции
По словам HR-директора системного интегратора и разработчика Navicon (ООО "Навикон Консалтинг") Екатерины Худобко, несмотря на то что развитие рынка труда и снижение оттока ИТ-специалистов показывают положительную динамику, сфера ИТ по-прежнему остается "рынком кандидата", когда компании вынуждены конкурировать за людей. "В то же время показатели, заявленные в нацпроекте "Экономика данных", выглядят вполне достижимыми. Во-первых, все больше вузов прислушиваются к потребностям бизнеса и начинают обучать ИТ-профессиям. В горизонте пяти-семи лет это поспособствует притоку в индустрию молодых специалистов. Во-вторых, у российских ИТ-компаний существенно расширилась воронка подбора сотрудников за счет привлечения специалистов из стран СНГ. Это позволяет даже в условиях кадрового дефицита частично компенсировать потребность в сотрудниках и успешно закрывать наиболее горящие вакансии", - отметила Екатерина Худобко.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин поясняет, что в России происходит качественный переход: количество программистов растет вместе с качеством кадров, которое напрямую зависит от задач, стоящих перед коммерческими компаниями и государством. "Если в коммерческом сегменте рост количества специалистов подкрепляется зарплатами и прочими вещами, то в государственном секторе это не так, поэтому качество кадров, которые появляются, - ниже", - отметил Эльдар Муртазин. По его мнению, есть вероятность, что часть целевых показателей нацпроекта "Экономика данных" так или иначе будет достигнута. "Все для выполнения у нас есть: и люди, и ресурсы", - считает аналитик.
Анна Козлова предполагает, что созданию единой системы ИТ-образования препятствует огромное количество игроков в этой сфере, каждый из которых имеет ведомственные интересы. "Во-первых, на стыке образования и ИТ работают несколько министерств - Минцифры, Минпросвещения и Минобрнауки. Во-вторых, большое влияние оказывают некоторые вузы, например, университет Иннополис. В-третьих, существует развитая индустрия коммерческого ИТ-образования, которую представляют различные онлайн-школы, учебные центры при крупных ИТ-компаниях и др. И наконец, еще две стороны в этом вопросе - это вендоры и потребители ПО", - пояснила Анна Козлова.