"Яндекс Go" простимулирует клиентов не отменять заказы
Новый алгоритм "Яндекс Go" учитывает соотношение совершенных и отмененных поездок для каждого пассажира: чем больше законченных вызовов такси, тем быстрее подача машины, а в случае слишком частых отмен для пользователя будет ограничен заказ нескольких такси одновременно. Теперь водителю в первую очередь предложат заказ, который с большей вероятностью состоится.
Пресс-служба "Яндекс Go" сообщила, что сервис будет стимулировать пассажиров меньше отменять заказы без необходимости, чтобы сдерживать рост цен за счет более оптимального распределения времени водителей.
"Сервис предупредит о нововведении прямо в приложении, где пассажир сможет посмотреть показатель отмен. Алгоритм постепенно отобразится у всех пользователей "Яндекс Go", причем без учета прошлых отмен", - сказано в сообщении пресс-службы сервиса.
"Как только водитель принимает заказ, он становится недоступным для других пассажиров. От этого время ожидания и стоимость такси становятся выше за счет сокращения свободных машин в округе, поэтому при отмене поездки другие пассажиры вынуждены дольше ждать такси или вызывать его по более высокой цене. Иногда некоторые пассажиры заказывают несколько машин одновременно", - сообщила пресс-служба "Яндекс Go".
Когда "Яндекс Go" запустил новый алгоритм, а также на ряд других вопросов представитель пресс-службы корреспонденту ComNews не ответил.
Выгода для пассажиров
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын считает, что для "Яндекс Go" важны две задачи: повысить эффективность работы системы и продемонстрировать заботу о пассажирах. Он отметил, что если "Яндекс Go" не будет демонстрировать заботу о кошельке пассажира, то этим займутся законодатели. "Если правовое ведомство станет регулировать тарифы, таксистам работать станет гораздо сложнее", - сказал Леонид Делицын.
Исполнительный директор ассоциации "Национальный совет такси" Наталия Лозинская считает, что новый алгоритм "Яндекс Go" при корректной реализации позволит уменьшить количество беспричинных отмен и заказа нескольких машин одновременно "наперегонки". Она также отметила, что внедрение подобного инструмента поможет сдержать рост цен за счет оптимизации занятости водителей.
Выгода для водителей
Наталия Лозинская сообщила журналисту ComNews: "Таксисты точно одобрят новый алгоритм от "Яндекс Go", потому что он позволит сэкономить время на пустые заказы и увеличит заработок".
Руководитель школы культуры инвестиций kultinvest Нина Култышева считает, что нововведение будет выгоднее водителям. "Чаще всего поездки отменяют, потому что люди долго ждут такси, или по той причине, что водитель приехал, но припарковался не там, где пассажир указал геолокацию, из-за чего человек не смог добраться до места заказа машины", - сказала Нина Култышева.
Практика применения
Технический директор компании "Хайтэк-Интеграция" Дмитрий Ласьков отметил, что внедрение такого алгоритма в структуру "Яндекс Go" уместно и полезно, так как этот способ позволит сделать сервис более доступным для пользователей, которые вынуждены были ранее тратить дополнительное время на ожидание или переплачивать.
Руководитель направления "Инновационные технологии" "К2Тех" Антон Воробьев считает, что введение подобного инструмента может быть интерпретировано некоторыми пользователями как призыв снизить частоту отмены вызванного такси. "Время покажет, как сформируется практика применения", - сказал он.
Перспективы для пассажиров
Леонид Делицын сообщает, что водители выдумывают немало трюков, чтобы перехитрить жесткие меры систем агрегации и чуть-чуть заработать. "Что касается пассажиров, то им, конечно, предстоит более длительная борьба с рынком, на котором сами собой складываются монополии. Представим себе, что будет через 10 лет: кто будет конкурентом "Яндекс Go", когда водителями станут роботы? Вероятно, владельцами таксопарков с большими парками роботизированных автомобилей будут другие крупные холдинги. С одной стороны, они будут использовать "власть продавца", чтобы "воспитывать" пассажиров, с другой - ассистенты пассажира на основе искусственного интеллекта (ИИ) будут, словно личные адвокаты, заблаговременно угадывать намерение прокатиться, выбирать тариф, делать заказ и т.п. В конце концов такси, вероятно, начнет напоминать авиалинии, только в другом масштабе времени. Например, в Китае уже строят города для беспилотного транспорта. Поэтому все предпринимаемые усовершенствования будут действовать короткое время и быстро сменяться новыми и новыми", - сказал Леонид Делицын.
Аналитик считает, что нельзя сразу понять, сдержит ли новая мера рост тарифов. "Если результатом отмены станет лишь небольшой процент заказов, то на общий показатель это не повлияет", - отметил Леонид Делицын.
Такси "Максим" не заметило проблемы
Наталия Лозинская отметила, что не наблюдала такой хорошей задумки в аналогичных компаниях такси. "Ее могут взять на вооружение и другие игроки рынка", - считает она.
Представитель пресс-службы такси "Максим" сообщил журналисту ComNews, что случаи, когда пользователь отменяет поездку уже после назначения такси, происходят редко. "И как правило, в таких ситуациях у пассажира есть причина: не устраивает длительное время подачи, если водитель едет издалека; не понравилась модель или марка автомобиля; изменились планы и такси больше не нужно", - добавил он.
Для "Максим" проблема с пустыми заказами не так актуальна. "В сервисе даже в часы пик стоимость поездок не возрастает критически. Отмененные заказы влияют на этот показатель незначительно", - сказал представитель пресс-службы и отметил, что в "Максим" пользователь может самостоятельно изменять параметры уже существующего заказа, не отменяя его и делая привлекательнее для водителей.
Возможные риски и ошибки нового алгоритма
Антон Воробьев поясняет, что вероятность ошибки при использовании сервиса индивидуальна для каждого пользователя и сильно зависит от его действий в сервисе. "Например, у меня на текущий момент отсутствуют отмены в последней сотне вызовов. Это означает околонулевой начальный риск. Для других пользователей стартовые позиции могут быть не столь привлекательны", - сказал Антон Воробьев и обратил внимание, что сами водители нередко провоцируют отказ от вызова по причине проблем с геолокацией или доступностью сервиса.
Дмитрий Ласьков считает, что возможные ошибки алгоритма не будут носить массовый характер даже на начальном этапе, пока технология только обкатывается и доучивается. "Задача, решение которой "Яндекс Go" заложил в новый алгоритм, сама по себе достаточно проста, и вероятность ее неправильного решения минимальна. Но стоит принимать во внимание, что новый инструмент будет работать в тесной связке с другими, уже активно используемыми "Яндекс Go", поэтому на стыке вполне возможны небольшие шероховатости, но вряд ли они будут критическими", - считает Дмитрий Ласьков.