Несмотря на то, что более 50 вузов России обучают студентов робототехнике, игроки рынка говорят об острой нехватке кадров. Это может быть связано с недостатком инфраструктуры в вузах и практических занятий.
Анна
Швецова
© ComNews
18.12.2023

Ежегодно на бюджетные места по направлению "Мехатроника и робототехника" поступает около 2500 человек. Однако немногие из них работают по специальности, а в отрасли ощущается острая нехватка кадров. Об этом на Международном форуме роботизации рассказала Ольга Мудрова, исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР).

"Робототехников готовят много. Возникает разница между тем, кого готовят и кто нужен. Студент, который учится 5,5 года на инженера-робототехника, в конце настроен на создание робототехнического устройства - чего-то инновационного. Когда он приходит на предприятие и понимает, что нужно работать с готовыми промышленными роботами, он теряется. Такой выпускник не остаются в профессии, потому что его навыки не востребованы, а идеи неприменимы. Чтобы развивать промышленную роботизацию, необходимо ориентироваться на специалистов рабочих специальностей - на выпускников со средним профессиональным образованием. Предприятиям необходимо идти в колледжи, техникумы, университеты и готовить специалистов, которые придут на производство, увидят там робота и будут знать, как им управлять. И тогда вопрос нехватки кадров на производстве решится", - рассказала Ольга Мудрова корреспонденту ComNews.

Одна из проблем, которая мешает подготовке кадров, - недостаток в вузах инфраструктуры для практических занятий. В некоторых учебных заведениях студенты за время обучения ни разу не видят робота. "Студенты могут обучаться ручной сварке и робота не увидеть вообще. Такой выпускник будет хорошим ручным сварщиком, но он не сможет работать на предприятии, допустим, авиационной промышленности, поскольку там ручная сварка уже не применяется - тогда и возникает нехватка кадров", - объяснила Ольга Мудрова. Она считает, что нужно обеспечить инфраструктуру для практической части обучения - необязательно при каждом учебном заведении, а хотя бы несколько центров в городе, куда студенты смогут приезжать и работать с роботами.

Также она отметила, что с 3-4-го курса инженеры-робототехники часто уходят в ИТ, где применяют полученные навыки.

Андрей Свитич, заместитель директора по ИТ ОАО "Савушкин продукт", рассказал, что их предприятие активно сотрудничает с вузами и помогает студентам получить практический опыт. "Недавно мы с учебным заведением открыли совместную отраслевую лабораторию робототехники. Первокурсники могут посмотреть, с чем будут работать на производстве, и понять, интересно ли им этим заниматься. Кто-то "отсеивается", кому-то нравится, и они с первого курса участвуют в проектах. Ближе к 3-4-му курсу студенты берут дипломные проекты, связанные с производством, - так мы не тратим время выпускника на квалификацию, и после вуза он быстро вливается в производство", - рассказал об опыте "Савушкина продукта" Андрей Свитич.

Также он считает, что проектное обучение в команде помогает добиться хороших результатов в подготовке кадров. "Один человек не может ничего сделать, - считает Андрей Свитич. - Работа в команде - около 40% успеха реализации проекта на любом производственном предприятии".

Юлия Антохина, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, рассказала, что в вузе уделяется время проектной работе. "Студенты при подготовке проекта проходят полный цикл работы, участвует много человек: от разработчика идеи до главного конструктора и исполнителей конструкторов. Задачи ставятся в первую очередь работодателями, которые заинтересованы в кадрах. Мы мотивируем студентов делать серьезные проекты - такие, чтобы их можно было продолжать будучи сотрудником или магистрантом", - рассказала Юлия Антохина и отметила, что проектная работа может быть и индивидуальной.

Ректор назвала и другие подходы, которые помогут в обучении кадров. К примеру, реинжиниринг готовых устройств. Однако для этого нужна техника и методология от партнеров-работодателей. Она также отметила, что нужно создавать вместе с предприятиями лаборатории, в которых студенты будут взаимодействовать с роботами. Также вузы могут предоставлять микростепени - дополнительные короткие образовательные курсы, которые помогают готовить специалиста под предприятие. В школах и вузах нужно больше времени уделять естественным наукам, начертательной геометрии; популяризировать инженерные специальности через кружки. Юлия Антохина отметила, что важно учить студентов грамотно презентовать себя и проекты, развивать студенческое предпринимательство.

Ирина Курзенко, менеджер по качеству ООО "Скилбокс" (Skillbox), рассказала корреспонденту ComNews, что спрос на инженерные специальности растет. "Перед созданием курса мы проводим мониторинг рынка, вакансий, общаемся с экспертами и понимаем, в каких местах не хватает специалистов, - только тогда начинаем разрабатывать программы. Спрос есть, особенно на дроны", - объяснила Ирина Курзенко. Инженерный факультет Skillbox - самый быстрорастущий в компании в 2023 г. Студенты учатся 6-12 месяцев, при этом в Москве есть возможность заниматься очно. Партнерство с компаниями позволяет предоставлять студентам оборудование для занятий, студенты делают проекты. На факультете устраивается каждый шестой студент, который поступил на обучение.

Новости из связанных рубрик