Юлия
Тихонова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
28.08.2023

Тренд на подготовку ИТ-предпринимателей в России перетек в задачу удовлетворения потребности крупных компаний и госкорпораций в ИТ-кадрах. Если еще три-четыре года назад российские вузы активно подталкивали студентов защищать стартап как дипломную работу, то в 2023 году университеты представили специалистам из отрасли на оценку образовательные программы - соответствуют ли они потребностям рынка. Чтобы студенты после выпуска точно заняли все ИТ-вакансии в корпорациях, федеральные органы исполнительной власти даже хотят закрепить вузы за "якорными" компаниями.

В августе 2023 года министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев заявил, что дефицит ИТ-разработчиков в России оценивается в 500-700 тысяч человек, несмотря на то что кадровая база отрасли увеличилась на 13% за прошлый год. Особое внимание Минцифры уделяет подготовке ИТ-специалистов в вузах: за последние три года количество бюджетных мест на этих направлениях увеличилось почти в два раза - до 117 тысяч мест с 62 тысяч.

Юлия Горячкина, директор направления "Кадры для цифровой экономики" АНО "Цифровая экономика", на недавнем форуме "Технопром-2023" сообщила, что Минцифры в рамках проекта "Приоритет-2030" рассматривает идею закрепить за крупными ИТ-компаниями университеты. Однако, по ее словам, пока вопрос находится в стадии обсуждения.

АНО "Цифровая экономика" в 2023 году уже попробовала подружить бизнес и научные организации: проект "Цифровые кафедры" объединил экспертов из отрасли, чтобы оценить, насколько образовательные программы 119 университетов - участников "Приоритета-2030" соответствуют критерию "айтишности".

Так, после первого этапа отбора из 874 направлений, которые выдвинули на оценку, 316 были отклонены. Вузы прислушались к рекомендациям от представителей отрасли, доработали программы, и в результате 853 образовательных программы допущены к реализации.

По словам Юлии Горячкиной, вузы сначала с недоверием отнеслись к тому, что бизнес взялся "учить тех, кто учит", однако в итоге проект по оценке реализован.

Среди организаций, привлеченных к созданию "Цифровых кафедр" - ООО "Яндекс", ПАО "Ростелеком", ПАО "Сбербанк России", ООО "1C", ОАО "РЖД", ООО "ВК" (VK), АО "ЭР-Телеком Холдинг", ПАО "Газпром нефть".

https://www.comnews.ru/content/228351/2023-08-24/2023-w34/podgotovka-it-kadrov-vuzy-prislushalis-k-biznesu

Представим, что эти корпорации станут якорными для вузов и появятся такие тандемы, как "Яндекс" - МГУ, "Ростелеком" - МТУСИ или РЖД - Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. Это может привести, с одной стороны, к тому, что в вуз придет больше преподавателей-практиков из отрасли, что решит застарелую проблему неприменимости знаний, которые способны дать лекторы, не выходящие из университетских стен. С другой стороны, непонятно, каких именно специалистов из компаний привлекут для преподавания и смогут ли они стать научными руководителями студентов. Пока система высшего образования не позволяет преподавателям-практикам без научного звания стать научным руководителем, и им остается курировать проекты в рамках обычных занятий.

Другой аргумент за, который выдвигают инициаторы проекта, - открытие в вузах научных лабораторий и проектных инкубаторов, предоставление академических лицензий на программное обеспечение (ПО) и оборудование. Эта идея в целом оправданна: если вузы будут использовать то же ПО, что и крупные компании, которые вынуждены перейти на отечественные аналоги, студентам при устройстве на работу не придется переучиваться, и их адаптация в компании пройдет быстрее.

Один из ключевых интересов, которые могут иметь вузы от привязки к корпорации, - создание студенческих бизнес-инкубаторов и развитие так называемого студенческого предпринимательства. Преимущества очевидны: компании, приходя с реальной бизнес-задачей, упрощают ее и предлагают студентам в режиме хакатона или стартап-программы потренироваться в ее решении. Бюджет на вознаграждение студентов, разумеется, тоже выделят компании. Но зато студентов-победителей можно сразу привлечь на стажировку, чтобы те продолжили работу над проектом уже в реальном формате.

Пример такой студенческой программы с уклоном в решение отраслевых задач - проект "Мост в будущее", инициированный ООО "Научный парк Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова".

Как отметил генеральный директор Научного парка МГУ Олег Мовсесян на "Технопроме-2023", проект "Мост в будущее" реализуется при взаимодействии вуза с партнерами из реального сектора. "Индустриальные партнеры дают для команд задачи в проработку - исходя из понимания рынка, формулируют проблемы, решение которых обладает значительным коммерческим потенциалом", - уточнил он.

Так, студенческие бизнес-инкубаторы стали тяготеть к корпоративным инкубационным программам. С одной стороны, подобные форматы могут даже больше нравиться студентам, ведь задач стало меньше: не нужно самому искать проблему, целевую аудиторию, проводить исследование рынка - все эти данные предоставляет компания. С другой стороны, на выходе из студентов получаются не стартаперы, которые зарабатывают на продажах, привлекают инвестиции и выходят на рынки, а новаторы, которых компании будут не прочь нанять как штатных сотрудников.

Идея готовить именно стартаперов, или, на российский лад, ИТ-предпринимателей - была популярна в течение нескольких лет до этого. В 2017 году Дальневосточный федеральный университет впервые реализовал проект "Стартап как диплом". По данным мониторинга Министерства науки и высшего образование РФ (Минобрнауки), в 2019/2020 учебном году в рамках этой программы прошли защиты 308 выпускных квалификационных работ и в других российских вузах.

В 2020 году Минобрнауки и Агентство стратегических инициатив (АСИ) подписали соглашение, запланировав "совместную работу по развитию и популяризации молодежного предпринимательства, а также выявлению и поддержке проектов и лучших практик в этой области".

Программу "Стартап как диплом" назвали при этом ключевым элементом экосистемы студенческого предпринимательства. "Проект "Стартап как диплом" <...> соответствует тем пожеланиям, которые высказывают и экспертное сообщество, и работодатели о том, что образование должно быть практикоориентированным и давать больше возможностей для самореализации", - заявил тогда глава Минобрнауки Валерий Фальков.

Но в итоге студенты-стартаперы оказались не в тренде. Зато все почести отдаются тем ИТ-специалистам, которые, помимо прямых компетенций, разбираются в маркетинге, анализе рынка, управлении проектами, юнит-экономике. Все эти качества нужны руководителям департаментов, отделов, проектов, являющихся частью крупной компании.