Цифровизация АПК уперлась в качество данных
Работа с данными в российском сельском хозяйстве не урегулирована, и это тормозит цифровизацию отрасли - уровень проникновения цифровых решений в отечественные производства, по данным аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC, российское подразделение с 2022 г. преобразовано в ООО "Технологии доверия"), составляет всего 10%.
Как отметила Екатерина Потапова, заместитель генерального директора Центра цифровой трансформации АПК при Министерстве сельского хозяйства, на форуме "Цифровизация сельского хозяйства" 20 июня, построить экосистему и внедрить в отрасль комплексные решения невозможно без единых форматов данных.
База данных, где информация обработана единым образом, также необходима для обучения искусственного интеллекта (ИИ). По данным АНО "Цифровая экономика", внедрение решений на основе ИИ в сельское хозяйство позволяет увеличить количество собранной продукции примерно на 5%, при этом снизив производственные затраты.
Центр цифровой трансформации АПК при Минсельхозе собрал комментарии от участников сельхозрынка и обрисовал ключевые проблемы в работе с данными. Например, в разных реестрах границы земель сельскохозяйственного назначения обозначены в разных единицах измерения. Нет однообразия и в таких параметрах, как дата отгрузки, и даже в терминах - разработчики технологических решений часто вносят их самостоятельно, без консультации с экспертами, поэтому происходит путаница в определениях. Помимо этого, есть проблема обмена данными между техникой и ПО. Если производитель сельскохозяйственного оборудования захочет перейти с одной системы на другую, то у него возникнут большие трудности с переносом данных. При этом новый российский стандарт не решит проблему, поскольку около половины используемого оборудования в отрасли - импортное, и обмен данными на нем происходит по международным стандартам.
Как замечает заместитель генерального директора Центра цифровой трансформации АПК, все эти проблемы становятся причиной возникновения так называемых функциональных колодцев, когда условное предприятие превращается в замкнутую систему. Один из способов решить эту проблему - создать единый глоссарий и набор стандартов для обмена данными между всеми участниками рынка. Благодаря этим стандартам фермеры смогут обратиться к вендорам, чтобы получить цепочки решений и понимание, как технически их можно внедрить в производство.
В качестве примера успешной реализации таких решений в мире Екатерина Потапова привела инициативу международной организации по стандартизации ISO, где стратегическая группа занимается стандартизацией интерфейсов и работы с данными: от их получения до создания протокола обработки.
Директор направления отраслевых сервисов ПАО "Ростелеком" Денис Жуковский подтвердил, что работа с данными часто становится проблемой для производителей сельхозтоваров - информацию в федеральные и региональные органы приходится вводить вручную, переводя в разные форматы.
Неслаженная работа государственных информационных систем (ГИС) отражается на темпах цифровизации. Как отмечает Денис Жуковский, прогнозы роста, которые дает Минсельхоз, все время снижаются: если раньше говорили о росте объема рынка агропромышленного комплекса в 10 раз, то сейчас прогнозируется всего в пять. При этом уровень проникновения цифровых решений в производства, по данным PwC, составляет всего 10%.
Среди данных, которые собирает регуляторы, - телеметрическая информация, в том числе данные с комбайнов и другой техники, работающей на полях. Помимо этого, собирают статистику о времени, пробеге и протоколах. К этому списку относится также состав почвы на разных территориях.
"Необходимо разработать стандарты, как обрабатывать данные, и выстроить интерфейсы, чтобы к ним можно было подключить дополнительные сервисы: локальные метеостанции и системы контроля движения техники", - отмечает Денис Жуковский.
Чтобы собирать данные от всех участников, "Ростелеком" разработал концепцию единой национальной платформы данных. По словам Дениса Жуковского, пока есть только архитектура проекта, однако при современных средствах DevOps собрать по крайней мере ее прототип можно буквально за неделю.
Андрей Колесников, директор Ассоциации интернета вещей, обратил внимание, что "Ростелеком" не в первый раз предлагает инициативу единой платформы: "В 2016 г. эта компания планировала создать платформу интернета вещей, однако ничего не получилось. Единую платформу должны создавать нейтральные площадки - ассоциации".
Стоит отметить, что позитивный опыт создания единой платформы у "Ростелекома" все же есть. В 2009 г. компания запустила портал "Госуслуги", а в 2023 г. Минцифры заключило с "Ростелекомом" контракт на развитие "Госуслуг" и Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) на общую сумму 2,8 млрд руб.