Государство продолжит поддерживать ИЦК
Об этом в рамках конференции "Через ИЦК к цифровому транспортному суверенитету и высокотехнологическому экспорту" заявил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин. Он напомнил, что в России действует 33 ИЦК, из которых четыре связаны с транспортом: "Железнодорожный транспорт и логистика", "Авиационный транспорт", "Аэропорты", "ИЦК морского и речного транспорта".
По словам Максима Паршина, ИЦК имеют большие полномочия. Без их решения ни один проект не может быть реализован. Наиболее важные проекты государство будет продолжать финансово поддерживать. "Мы инвестируем именно в российские решения, которые уже имеют определенный задел, функционал и потенциал. В части транспорта по этим четырем ИЦК работают 18 проектов. На старте часть из них претендовали на бюджетное финансирование, но в процессе работы ИЦК мы приняли решение, что эффективнее реализовывать их без привлечения прямого бюджетного финансирования. Проще найти инвестиции внутри компании либо на рынке - на разработку и дальнейшее тиражирование решений. При этом мы все равно раздали 23,5 млрд руб. бюджетных средств в качестве грантов. Но эта мера остается только в исключительных случаях - например, когда нет рынка", - пояснил Максим Паршин.
Также замминистра цифрового развития подметил, что иногда приходится поддерживать убыточные решения, без которых отрасль перестанет функционировать: "Отрасль должна продолжать работу. Но в большинстве случаев ее финансирует рынок. Я думаю, что теперь речь пойдет о создании отраслевых инвестиционных фондов по развитию российских решений. Это первый вектор. Второй вектор - если мы говорим о развитии ПО и поддержке разработчиков, - это принцип "рынок в обмен на инвестиции", когда разработчик имеет решение, которое недотягивает до лучших существующих образцов. В таком случае правительство будет заключать с ним соглашение. Его суть в том, что разработчик подписывается под доработку продукта и дотягивание его до требуемого функционала в обозначенные сроки. В ответ правительство предоставит некие преференции. Под такие условия все готовы будут найти деньги. Соответствующий проект федерального закона мы уже подготовили и внесли в Госдуму".
Сенатор Российской Федерации Артем Шейкин рассказал о других мерах поддержки, которые депутаты Госдумы обсуждают в данный момент: "Каждая мера должна быть направлена на эффективность работы и достижение поставленных целей. Помимо выделенных в этом году 23,5 млрд руб. в виде грантов, дополнительно могло бы быть последующее предоставление налоговых льгот для компаний, которые успешно реализовали проект. Мы с коллегами обсуждаем возможность предоставления субсидий предприятиям и организациям на возмещение части затрат на внедрение российских продуктов и решений. По мерам взаимодействия с госорганами - снятие административно-правовых барьеров, упрощение процедуры взаимодействия между ИЦК и государственными органами власти".
Заместитель генерального директора по информационным технологиям ПАО "Аэрофлот" Антон Мацкевич рассказал о достижениях ИЦК "Авиационный транспорт": "У нас четыре проекта, один из которых уже завершен. С 1 ноября 2022 г. все компании в связи с постановлением правительства должны были перейти и перешли на российскую систему бронирования "Леонардо". На ее базе только "Аэрофлот" перевез около 15 млн пассажиров. Суммарный объем инвестиций всех четырех проектов составляет более 10 млрд руб.".
Заместитель генерального директора по информационным технологиям АО "МАШ" Дмитрий Ильин поведал о состоянии дел в ИЦК "Аэропорты": "Наш ИЦК объединяет основные аэропорты России. Суммарно предприятия обслуживают 82% пассажиропотока страны. Самым значимым проектом является создание цифровой экосистемы управления аэропортом. Одно только Шереметьево в 2019 г. - в доковидные времена - обслужило 50 млн пассажиров. Таким образом, мы входим в топ-8 аэропортов Европы по пассажиропотоку, а по качеству обслуживания стали лучшими в Восточной Европе. Кроме того, Шереметьево уже более 20 лет разрабатывает центральную аэропортовую базу данных, которая учитывает все тонкости производственных процессов. Эта разработка позволила нам экономить порядка 1 млрд руб. ежегодно".