В ходе проектов по импортозамещению ИТ-оборудования и ПО обучение сотрудников будет становиться все более значимым фактором, особенно по мере появления новых классов российских систем и платформ, которые будут заменять зарубежные. Уже сейчас наличие учебного центра становится решающим конкурентным преимуществом при выборе вендора или партнера.
Яков
Шпунт
© ComNews
22.05.2023

Как напоминает заместитель генерального директора IVA Technologies Максим Смирнов, по основным отечественным инфраструктурным решениям - оборудованию, офисному ПО, решениям в области ИБ курсы существуют уже давно. Проблема лишь в том, что через их программы прошло намного меньше людей, чем тех, кто обучался работе с зарубежным ПО.

И слабая готовность пользователей к работе с отечественным ПО часто становится серьезной проблемой при реализации программ по импортозамещению. К примеру, заместитель директора по информационным технологиям госкорпорации "Росатом" Илья Холкин, выступая на конференции "Инфофорум-Прикамье 2022", назвал неготовность кадров таким же препятствием для программ импортозамещения, как и отсутствие замены для "тяжелых" производственных систем.

https://www.comnews.ru/content/222486/2022-10-06/2022-w40/pravitelstvo-…

По мнению большинства опрошенных нами российских вендоров, организовывать обучение пользователей приходится практически всегда, причем в ряде случаев не только при первичном внедрении, но и при обновлении той или иной системы или продукта.

По мнению руководителя направления WFM НТЦ "АРГУС" Татьяны Кузнецовой, обучение по продукту, что для вендора, что для интегратора, - неотъемлемая часть процесса внедрения новой системы: "Приобретение любого программного продукта чаще всего нацелено на сокращение времени работы персонала над рутинными задачами, исключение ошибок из-за так называемого человеческого фактора, а также снижение издержек и потерь. И для достижения этих целей необходимо, чтобы персонал правильно и уверенно пользовался новым инструментом автоматизации. Поэтому, даже если интерфейс и функциональность продукта кажутся интуитивно понятными, у работников могут возникнуть вопросы, как наилучшим образом и с максимальным эффектом решить свои повседневные задачи и упростить работу с помощью новой системы. В практике НТЦ "АРГУС" заказчики обязательно проходят обучение перед началом опытно-промышленной эксплуатации. Если мы расширяем функциональность или выпускаем мажорное обновление, обучение новым "фишкам" обязательно для всех наших заказчиков, уже установивших продукт. Мы проводим тренинги очно: в наших учебных классах, на территории заказчиков, а также дистанционно".

Вместе с тем, по оценке руководителя группы методического обеспечения "АСКОН-Системы проектирования" Станислава Ермохина, очень сильно влияет класс продукта, однако при внедрении российского ПО обучение востребовано чаще: "По нашему опыту при внедрении инженерного ПО, в частности систем автоматизированного проектирования (САПР), примерно 25% заказчиков запрашивают курсы по подготовке сотрудников. При переходе с зарубежного ПО на отечественный этот процент выше: ведь нужно не просто освоить новый продукт, а преодолеть привычку к старому, что порой сложнее. Чаще всего курсы обучения - в связи с переходом на отечественное ПО - приобретают бывшие пользователи AutoCAD, системы хоть и самой распространенной в России и мире, но довольно устаревшей по заложенным в ней технологиям и методикам работы".

Директор учебного центра IBS Владимир Гернер уверен, что во всех проектах нетипового внедрения присутствуют элементы обучения: "В зависимости от масштаба проекта, сложности продукта и автоматизируемых процессов и функциональных областей обучение может распространяться на разные группы пользователей: ключевые пользователи системы, конечные пользователи, администраторы, техподдержка. Формат обучения также может отличаться: иногда можно ограничиться пользовательскими инструкциями, но чем более сложные процессы, тем больше элементов обучения подключается - видеоуроки, семинары с экспертами, выполнение практических заданий, итоговых тестов и др.".

По оценке начальника отдела информационной безопасности "СёрчИнформ" Алексея Дрозда, при внедрении "тяжелых" решений в области ИБ, таких как средства защиты от утечек данных (DLP), контроля и разграничения доступа или мониторинга и корреляции событий (SIEM) обучение запрашивает 90% клиентов: "Продукты решают большой спектр задач и содержат в себе много функциональных возможностей, поэтому изучить ПО полностью самостоятельно, без поддержки вендора, очень сложно. В целом при внедрении других ИТ-решений обучение может быть необязательным процессом, но если оно налажено хорошо, то вендор сможет бонусом ко всему предложить заказчику провести его бесплатно. Мы в компании реализовали несколько вариантов обучения - от базового, которое проводит наш отдел внедрения, помогая понять и настроить работу систем под нужды заказчика, до дополнительных учебных курсов для начинающих и продвинутых пользователей, которые организует учебный центр нашей компании".

Генеральный директор Content AI Светлана Дергачева считает, что востребованность переобучения зависит от нескольких факторов: "ПО от серьёзных опытных вендоров, как правило, интуитивно понятно и не требует обучения. Этим в том числе и определяется качество продукта. Другой вопрос, если в компании внедряется сложное ПО или реализуется масштабная ИT-трансформация, то стоит обучить персонал для бесшовной интеграции и перехода. Самая частая история - серия лекций и практических занятий при автоматизации бизнес-процессов, когда сотрудников, ранее выполнявших задачи в ручном режиме, нужно перевести на работу с технологическим продуктом. Также крупные вендоры организуют семинары для повышения квалификации ИТ-персонала заказчика, если вышел релиз с важными функциональными обновлениями, которые компаниям-пользователям нужно будет настраивать под себя".

Руководитель отдела весогабаритного контроля, компания Angels IT Александр Нарышкин также обращает внимание на изменения, которые произошли в период пандемийных ограничений: "Зачастую даже в госконтрактах прописано, что исполнитель должен провести обучение персонала заказчика. К сожалению, как показывает практика, инструкции смотрят крайне редко, особенно когда предоставляешь техническое и информационное сопровождение в режиме 8/5, есть чаты с заказчиком, и у него есть твой номер телефона. До пандемии в 100% случаев заказчик настаивал на очном обучении с выездом на его территорию. Во времена пандемии заказчики начали опасаться очных встреч, особенно с людьми из других регионов. За это время многие привыкли к формату удаленного взаимодействия, и командировок стало немного меньше… Но как показывает практика, когда взаимодействие с пользователями ПО выстраивается в очном формате, то и дальнейшая коммуникация по технической поддержке проходит в разы проще и легче, теряется излишняя формальность в общении".

Анастасия Горелова, руководитель образовательных программ "Хаб Знаний МойОфис" считает, что заказчики на начальной фазе проектов часто недооценивают значимость обучающих программ: "Планируя переход на российское ПО, заказчики крайне редко думают о расходах на обучение персонала. Основная тому причина - ограниченные бюджеты на цифровую трансформацию в целом. Тем не менее на этапе первых массовых внедрений клиенты понимают, что обучение работе на новом ПО - необходимый этап, который нельзя исключать из общего проекта. Наша практика показывает, что подготовка сотрудников заказчика работе с ПО помогает внедрить продукты без потери скорости бизнес-процессов организации и снижает нагрузку на специалистов технической поддержки. Чтобы переход на новое ПО был комфортным, стоит синхронизировать этапы обучения пользователей и внедрение программных продуктов". По ее оценке, востребованность программ обучения за последний год выросла на 72%.

В пресс-службе TrueConf обратили внимание, что у персонала обучение российскому ПО все более востребовано, поскольку это является значимым фактором на рынке труда: "Скачки роста интереса к коммуникационному ПО в 2020 г. и 2022 г. привели к тому, что сегодня во многих ИТ-вакансиях встречаются требования уметь работать с ВКС-платформами и устройствами ведущих производителей. Чтобы помочь отечественным специалистам получить необходимые навыки работы с решениями TrueConf, мы ежегодно путешествуем по стране и проводим бесплатные обучающие конференции о ВКС и совместной работе. Только с 2020 г. мы провели более 65 конференций, где обсуждали с ИТ-специалистами вопросы организации корпоративных коммуникаций, тренды отрасли, а также делились опытом миграции на отечественную ВКС. Помимо этого, два раза в год мы проводим масштабные отраслевые форумы в Москве, цель которых - построение диалога между разработчиками и заказчиками ВКС-решений, обсуждение проблематики и будущего отрасли корпоративных коммуникаций, а также презентация новых отечественных технологий".

При этом правильно проведенное обучение - важнейший фактор, влияющий на успех проекта. Руководитель Центра обучения сотрудников и клиентов компании "СП.АРМ" Софья Гриханова считает, что обучение - необходимость при любых изменениях в компании, тем более при внедрении нового ПО: "От того, насколько качественно проведено обучение, зависит количество ошибок в работе пользователя, вопросов в отдел сопровождения и, как следствие, размер финансовых потерь организации при простое, ошибках или недосмотрах. Задача вендора - доносить до заказчиков ценность обучения для проекта внедрения ПО и будущего самой компании. При этом само обучение может иметь разные формы: от очных встреч на территории заказчика до встроенных в саму систему обучающих навигационных элементов".

Что касается организации процедуры обучения, то тут стоит учитывать особенности российского регулирования сферы образования. Руководитель службы документационно-правового обеспечения "СКБ Контур" Ирина Левитан напоминает, что коммерческие правообладатели не могут заниматься учебной (образовательной) деятельностью, но это не мешает поставщикам ПО оказывать консультационные услуги и учить пользователей работать в программах (без учебных планов, расписаний и итоговых документов). В "СКБ Контур" в 2010 г. закрыли учебный центр и создали АНО ДПО "Учебный центр СКБ Контур", который теперь и ведет образовательную деятельность по различным направлениям.

Поэтому многие компании организуют обучение сотрудников заказчиков через партнеров. "ИВК организует обучение через партнерскую сеть. Например, на базе Высшей инженерной школы (https://hse.spbstu.ru/) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) работает авторизованный учебный центр ИВК. Здесь системные администраторы и специалисты по информационной безопасности организаций КИИ проходят обучение по курсу "Комплекс средств защиты ОС "Альт 8 СП". Учебный курс по заказу ИВК разработал педагог СПбПУ, сертифицированный преподаватель по "Альт 8 СП", - делится опытом генеральный директор АО "ИВК" Григорий Сизоненко. - Большую работу через партнерскую сеть авторизованных учебных центров ведет "Базальт СПО", стратегический партнер ИВК. Переподготовку по обучающим программам разного уровня сложности проходят ИТ-специалисты и пользователи ОС семейства "Альт".

Директор по продуктам ГК "Цифра" Василий Фадеев рекомендует содействовать созданию центров компетенции у заказчика: "Трансформация бизнес-процессов - всегда непростая задача на производстве, а если она совмещена с изменением технологий в промышленных системах, то это всегда влечет необходимость в новых знаниях у персонала. Мы давно это заметили и как часть нашего предложения включаем в проект обучение пользователей перед запуском опытной эксплуатации системы. Завершая проект, мы продолжаем работать с ИТ-службами заказчика и помогаем в формировании внутренних центров технологических компетенций. Кроме того, нашим заказчикам и партнерам всегда доступны материалы учебного центра "Цифры" - как общие, по процессам трансформации ("Цифровое горное предприятие", "Цифровое производство"), так и технические курсы по использованию продукта (Информационный центр внедрения, курсы разработчика на платформе и т.д.)".

Генеральный директор ООО "Фогстрим" Алексей Романов обращает внимание, что заказчику чаще всего удобнее работа с независимым учебным центром: "Они клиентоориентированы, у них отлажены все процессы. Вендор же должен заниматься развитием программных продуктов, а не обучением. Однако обучающий курс у вендора дешевле. Иногда вендоры не продают курс, а направляют в доверенные учебные центры".

По мнению директора учебного центра "Сетевая Академия ЛАНИТ" Натальи Соколовой, задачи обучения сотрудников в большинстве случаев возлагаются на авторизованные учебные центры, где работают сертифицированные эксперты-тренеры, способные развить у сотрудников необходимые навыки и обеспечить практические занятия, помогающие полноценно изучить функционал продукта. Роль вендора сводится к разработке портфеля курсов и авторизации учебных центров на проведение обучения по данным программам. Заказчик, в свою очередь, обращается к списку авторизованных учебных центров, выбирает подходящий, проходит обучение и получает сертификат вендора.

Тем не менее процесс лицензирования учебных центров различных разработчиков ПО в 2022-2023 гг. заметно активизировался. К примеру, в апреле 2023 г. образовательную лицензию получила Академия InfoWatch. "Мы, как разработчик продуктов по информационной безопасности, с помощью собственной ценнейшей экспертизы создаем развитую и современную инфраструктуру в виде учебных лабораторий, разрабатываем учебно-методические комплексы, апробируем и внедряем их на рынке среди ИБ-специалистов, организаций высшего и среднего образования. Лицензирование образовательной деятельности дает нам право предоставлять студентам своевременные знания о новых типах угроз информационной безопасности и способах защиты, а им - помимо актуальных навыков, при получении документов о профильном образовании, получить подтверждающие документы о повышении квалификации", - так прокомментировала получение образовательной лицензии президент ГК InfoWatch Наталья Касперская.

https://www.comnews.ru/content/225816/2023-04-27/2023-w17/akademiya-infowatch-poluchila-obrazovatelnuyu-licenziyu

"Одним из наиболее распространенных подходов является заказ дополнительных услуг у поставщика ПО, включая обучение сотрудников, техническую поддержку и помощь при переходе на новую систему. При этом формы могут быть разные: классические курсы, онлайн-курсы, вебинары и др. Это позволяет существенно сократить затраты на организацию обучения. И здесь на помощь как раз приходят внутренние учебные центры, которые обладают необходимой квалификацией и экспертизой, - считает руководитель тренинг-центра "Аурига" Денис Синицын. - Отдельно хочется упомянуть потребность в обучении у сотрудников, которые только начинают карьеру в ИТ, а также обучение сотрудников под конкретный текущий запрос на имеющемся проекте. Нередки ситуации, когда кандидат не удовлетворяет всем потребностям заказчика в разрезе его профессиональных компетенций, но другие навыки полностью устраивают. Вот здесь на помощь и приходит корпоративный тренинг-центр, который готов подготовить кандидата под запрос на проекте и полностью удовлетворить потребность в высококвалифицированных кадрах".

Александр Нарышкин также считает, что задачи по обучению сотрудников заказчика оптимальнее решать силами вендора: "В нашей компании специалисты технической поддержки очень тесно связаны с разработчиками, как правило, это одна команда и зачастую ее члены взаимозаменяют друг друга. Такой формат построения команды позволяет разрабатывать ПО не только согласно техническому заданию, но и помогает учитывать потребности конечных пользователей, зачатую, к сожалению, не фигурирующие в ТЗ".

Есть примеры и того, когда разные модели сочетаются. Директор инженерного центра Angara Security Александр Суханов делится такими наблюдениями: "Подготовкой пользователей на стороне заказчиков занимаются как производители ПО, так и крупные интеграторы. Российские вендоры - Positive Technologies, "Лаборатория Касперского" и др. имеют учебные центры, в которых организуют обучение и сертификацию специалистов. Участие интеграторов позволяет масштабировать подготовку клиентских команд и ускорить внедрение российских ИБ-решений. Например, в Angara Security работает более 200 инженеров, которые отвечают за проектирование, внедрение, сопровождение ИБ-решений и повышение киберустойчивости. Специалисты, прошедшие сертификацию у вендоров, проводят воркшопы, организуют "погружение" для сотрудников клиента на всех этапах взаимодействия. Мы используем образовательные материалы партнера, которые дополняем практикой применения ИБ-продуктов в банковском, финансовом секторе, в промышленности и на объектах критической инфраструктуры".

"Формат обучения обычно зависит от конкретной ситуации. Мы предлагаем различные варианты: обучение силами нашей команды экспертов, привлечение подрядчиков с опытом внедрения и обучения, а также курсы во внешних учебных центрах, специализирующихся на обучении ИT-персонала", - продолжает руководитель отдела по развитию партнерской сети "НТЦ ИТ РОСА" Дарья Тулинова.

По опыту директора специальных проектов ООО "РТК-Солар" Владимира Перминова, привлечение разных учебных подразделений бывает обусловлено спецификой проекта и внедряемого решения: "Как правило, в комплексных проектах обучение сотрудников выполняется подрядчиком на этапе приемо-сдаточных испытаний. Однако этого может быть недостаточно в сложных интеграционных проектах, где нужны глубокие знания по каждому из продуктов, задействованных в интеграции. В таком случае еще на уровне выстраивания архитектуры заказчики предусматривают и закладывают бюджет на обучение персонала по каждому из продуктов. Кроме того, часть заказчиков, которые боятся экспериментировать на рабочей инфраструктуре, не имея своего тестового контура, обращаются за обучением к поставщикам киберполигонов. На киберполигоне воссоздается часть инфраструктуры заказчика, включая все необходимые продукты, и обучаемые специалисты проходят на нем обучение, обыгрывая различные сценарии использования продукта. Плюсы этого варианта заключается в том, что есть возможность протестировать в ситуации, приближенной к реальности, как сам продукт, так и навыки персонала по взаимодействию с ним".

Владимир Гернер также за смешанный подход: "Профессиональной командой учебного центра организуется и контролируется весь процесс обучения, а эксперты из проектной команды, непосредственно участвующие во внедрении продукта, привлекаются для разработки учебного контента".

"Курсы по ПО проводят региональные офисы внедренческо-сбытовой сети - такие офисы открыты в 30 городах четырех стран и могут проводить как очные, так и дистанционные курсы. Кроме того, курсы по продуктам "АСКОН" проводят и сторонние авторизованные партнеры и учебные центры", - говорит Станислав Ермохин.

"Одной из приоритетных для UserGate остается задача подготовки ИБ-специалистов, погруженных в решения компании. Для этого открыта Академия UserGate. На нее возлагается разработка учебных курсов и сертификация учебных центров. Пока сертификаты UserGate получили семь учебных центров. Кроме того, мы движемся по пути создания сообщества профессионалов UserGate - комьюнити для специалистов на стороне клиентов и партнеров, которые смогут обмениваться кейсами и пополнять общую базу знаний", - сообщили ComNews в UserGate.

"Мы проводим обучение по нашим решениям как с использованием внутренних ресурсов, так и силами двух сертифицированных учебных центров. Опираясь на накопленный опыт, совместно с УЦ нами разработаны специальные учебные программы, подготовлены экзаменационные и методические материалы, проработана система тестирования и сертификации", - делится опытом Максим Смирнов.

Софья Гриханова также считает, что нужно сочетать разные подходы к обучению персонала: "На этапе внедрения нашего ПО все обучение ведется силами вендора. Мы обучаем ключевых пользователей, системных и предметных администраторов, ответственных в каждой конкретной медорганизации за настройку ПО. Затем уже предметные администраторы обучают конечных пользователей, имея в том числе нашу поддержку в виде электронных курсов в системе дистанционного обучения, а также инструкций, разработанных под бизнес-процессы заказчика. На этапе сопровождения любой заказчик имеет возможность подключить сотрудников к системе дистанционного обучения, запросить место на очных курсах по администрированию ПО или вебинарах по администрированию базы данных. Помимо этого, заказчики могут как самостоятельно получить инструкции по работе в самой системе, так и запросить у нас подборку материалов для обучения по конкретной функциональности. Так мы сохраняем качество обучения на требуемом уровне для успешного внедрения и сопровождения системы, обеспечиваем закрытие потребности заказчика и понимаем, где в процессе обучения есть зоны роста".

Алексей Дрозд обращает внимание, что все зависит от глубины и актуальности знаний обучающего и его умения преподавать: "Вендор может организовать обучение всеми тремя способами - своими силами, через подрядчика или внешний учебный центр, в зависимости от того, какой из них точно будет полезен и вберет в себя хорошее преподавание и актуальность материала. Так, у вендора может быть хорошей глубина знаний, но не хватать преподавательских навыков, у внешних учебных центров может оказаться все наоборот. По ИБ-рынку, на мой взгляд, чаще всего полностью компетентные люди встречаются у вендоров и у подрядчиков (интеграторов), внешним учебным центрам сложнее держать руку на пульсе и обновлять знания по продуктам".

По мнению Анастасии Гореловой, не менее важным фактором для выбора формы обучения является размер компании: "МойОфис" как вендор при участии центра организации обучения "Хаб Знаний МойОфис" помогает сформировать конкретные программы для сотрудников заказчика с учетом его особенностей. Мы можем предложить разные форматы: электронные курсы, офлайн- и онлайн-обучение с тренером, многочисленные учебные материалы. Если сотрудников в организации более 500 человек, то лучше выбрать электронный автоматизированный формат обучения. Так пользователям будет легче самостоятельно планировать учебу в зависимости от собственного графика. В этом случае заказчик приобретает специальные электронные курсы напрямую от вендора, устанавливает их в систему дистанционного обучения заказчика. Для небольших компаний доступны учебные курсы на базе авторизованных учебных центров. Это классический формат обучения с тренером, доступный как очно, так и онлайн. МойОфис работает с 13 учебными центрами по всей стране. Они проводят обучение как пользователей, так и технических специалистов, занимающихся вопросами установки и настройки программных продуктов. После успешного завершения обучения и выполнения сертификационного экзамена выдается вендорский сертификат, подтверждающий полученные знания. Самостоятельно изучить продукты можно и с помощью сайта "Хаб Знаний МойОфис" myofficehub.ru/. Здесь доступны учебные пособия, видеоуроки, статьи и расписание бесплатных мероприятий, на которые могут прийти любые желающие, а также описание всех курсов, которые предоставляются партнерами "МойОфис". Формат подойдет для тех, кто любит изучать и искать ответы на вопросы самостоятельно".

В TrueConf также считают, что будущее за оптимизацией и автоматизацией обучения: "Компании запускают специальные образовательные программы, в том числе для студентов и школьников, в партнерстве с учебными заведениями и госорганами. У разработчиков корпоративных продуктов всегда имеются материалы для самообучения - техническая документация, статьи и инструкции для системных администраторов и рядовых пользователей".

"Оптимально комбинировать разные подходы, которые зависят от размера организации, от масштаба ИТ-проекта и сложности технологических решений. Но можно утверждать, что в большинстве случаев обучение по стандартным технологическим и тиражируемым продуктам реализуется через образовательные организации, такие как Академия Softline и другие авторизованные учебные центры. Обучение по специфике бизнес-процессов организации реализуется смешанными командами - экспертов заказчика, проектной команды ИТ-подрядчика и методистов образовательной организации", - уверен к.э.н., руководитель образовательной экосистемы "Академия Softline" Игорь Морозов.

По мнению Максима Смирнова, основным вектором дальнейшего развития рынка образовательных курсов в России станет расширение программ по сертификации: "Как и российский рынок ИТ в целом, рынок ИТ-обучения сейчас активно переформатируется. Думаю, спустя несколько лет наличие у специалистов сертификатов по отечественным ИТ-продуктам будет хорошим преимуществом, например, при устройстве на работу или росте внутри компании".

Владимир Перминов уверен, что любой из вендоров заинтересован в положительной обратной связи от заказчиков: "Чтобы этого добиться, вендоры заинтересованы в росте квалифицированных специалистов как у партнеров, через которых осуществляется продажа, так и у самого заказчика. Проще всего это осуществляется через предоставление дополнительных скидок, если в штате заказчика или партнера есть обученные и сертифицированные вендором специалисты".

Директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK Роман Карпов считает оценку квалификации и сертификацию неотъемлемой частью обучения и подготовки ИT-специалистов: "До 2022 г. существовала годами выстроенная международная система сертификации, включающая как зарубежных вендоров (SAP, Oracle, MS и др.), так и глобальные центры тестирования - Pearson VUE, Prometric и др. Сейчас эту задачу взяли на себя отечественные учебные центры. Например, Учебный центр IBS совместно с ИT-кластером фонда "Сколково" и нашей командой запустил сертификацию Java-программистов. Отечественная система сертификации позволит специалистам подтвердить уровень знаний и навыков по языку и платформе Java, а компании смогут провести аудит квалификации сотрудников и ускорить проекты импортозамещения в соответствии с требованиями регуляторов. Во многом отечественная система сертификации по Java решает задачи, поставленные правительством, по привлечению в ИT-отрасль компетентных специалистов. Спрос на Java-разработчиков всегда высок. По оценкам компании IBS, запуск сертификации с поддержкой инженеров российской платформы Java позволит к концу этого года аттестовать несколько тысяч Java-специалистов, готовых к решению широкого спектра задач. Среди них - разработка новых прогрессивных отечественных систем в серверном, облачном и IoT-применениях, поддержка существующих Java-проектов и миграция с зарубежных платформ для обеспечения нормативов по импортозамещению".

"Сертификация специалистов - это важный элемент системы подбора и развития кадров на ИТ-рынке. Сегодня в стране есть большое число сертифицированных по технологиям зарубежных вендоров специалистов, но в текущих реалиях все эти квалификации теряют свою актуальность. На рынке уже присутствует ряд сертификаций российских производителей, которые пользуются большой популярностью. Можно прогнозировать, что этот процесс будет стремительно развиваться. Но, помимо сертификаций производителей, необходимо ставить вопрос о системе национальных сертификаций по подходам и методам управления ИТ-проектами, услугами, процессами, инфраструктурой, условно говоря, аналогам сертификаций ITIL, PMI и т.д.", - полагает Игорь Морозов.

Станислав Ермохин напоминает, что программа сертификации специалистов по продуктам "АСКОН" действует более 15 лет: "Она охватывает продукты класса САПР - это конструкторская система проектирования "КОМПАС-3D" и система проектирования технологических процессов "Вертикаль". По каждому продукту предусмотрено несколько уровней сертификации: сертификат пользователя, сертификат администратора. В этом году планируем расширить программу - в частности, добавить сертификацию пользователей по отраслевым комплектам приложений для "КОМПАС-3D": проектирование оборудования, приборостроение, проектирование в строительстве".

Владимир Гернер считает, что многое зависит от зрелости продукта: "Формирование программы сертификации зависит от уровня зрелости конкретного продукта. На мой взгляд, для устоявшегося на рынке вендора разработка сертификации пользователей является необходимым условием для дальнейшего развития продукта. Ожидается, что количество программ сертификации по российским ИТ-продуктам в ближайшее время будет только возрастать".

Новости из связанных рубрик